А-Б,    В-Г,    Д-Е,   Ж-З,   И-Й-К,   Л-М,   Н-О-П,   Р-С,   Т-У,   Ф-Х-Ц-Ч-Ш,   Э-Ю-Я

 

                              Д

 

ДААТ (евр. "знание"): дополнительная, одиннадцатая сфира (см.

сфирот), олицетворяющая универсальный принцип связи сознания с

познаваемым. В совр. каббалистике - высшая точка, которой может

достичь человек, идущий по пути познания. Отождествляется тж. с

пропастью, отделяющей три высшие сфирот (Кетер, Хохма, Бина) от

остальных: преодолеть эту пропасть способен лишь истинный адепт.

 

ДАБИХ (Dabih, от араб. дабиха - "овца, которую режут"): звезда Бета

Козерога. 1988: 4 0' Водолея. Характер Венеры и Юпитера, но не совсем

благоприятный, т.к. дает склонность к меланхолии.

 

ДАЙЭЛ (англ. Dial - "круговая шкала, лимб"):

 

1. Прозрачный круг с делениями, накладываемый на космограмму для

облегчения расчета аспектов, средних точек и т.п. (360-градусный

лимб).

 

2. Прозрачный круг или особая космограмма, поделенная на 90, 180

или иное количество частей вместо 360. Используется для выделения

отдельных элементов космограммы. Так, 90-градусный дайэл (см. рис.)

служит для распределения планет по подвижным (кардинальным),

постоянным (фиксированным) и переменным (мутабельным) знакам. За счет

"увеличения масштаба" космограммы при этом облегчается расчет

аспектов: соединение, квадратура и оппозиция на таком лимбе выглядят

как соединение, полусекстиль и квинконция - как оппозиция. Тригон и

секстиль находят путем вращения лимба (при использовании прозрачного

дайэла) на внешних концах его сходящихся к центру линий или "на

полпути" между ними. Символ Овна на рисунке обозначает подвижные,

Телец - постоянные, Близнецы - переменные знаки. Подробнее см.:

Henry, William. How to Use Dials. ACS Pub., San Diego CA., s.a.

 

                           /рисунок/

 

ДАКТИЛИОМАНТИЯ (от др.-греч. daktylios - "перстень, кольцо"): гадание

при помощи кольца. С кольцами проводилось множество манипуляций. О

подвешивании кольца на нитке см. маятник. В России на святки наливали

с вечера рюмку воды, опускали кольцо и выставляли на мороз. Перед

сном вносили и смотрели: сколько во льду бугорков, столько будет

сыновей, сколько ямок - столько дочерей.

 

ДАСЫ: планетные периоды (см.) в индийской астрологии. Систем

расчета д. существует несколько; приведем одну из них, наз.

Вимшоттари д. Даса - это период жизни, проходящий под управлением

определенной планеты. Человек может родиться в начале, в середине

или в конце одной из 9 дас, после чего они будут сменять друг друга

всю его жизнь в неизменном порядке:

 

               Солнце          6 лет

 

               Луна           10 лет

 

               Марс           7 лет

 

               Pаху           18 лет

 

               Юпитер         16 лет

 

               Сатурн         19 лет

 

               Меркурий       17 лет

 

               Кету           7 лет

 

               Венера         20 лет

 

     Дасы подразделяются на более короткие периоды - бхукти. Каждая

даса состоит из 9 бхукти. Первая бхукти управляется той же планетой,

что и вся даса, далее планеты-управители бхукти сменяют друг друга в

том же порядке. Соооветственно длине дасы длительность бхукти может

быть различна - от 6 мес. до 3 лет. Индивидуальная "точка начала

отсчета" рассчитывается по специальным таблицам (одна из них

приводится в конце книги). Подробнее о расчете и значении дас и

бхукти см.: Braha, James T. Ancient Hindu Astrology for the Modern

Western Astrologer. Miami 1986.

 

ДВАДАСАPНА (от санскр. двадаса - "двенадцать"), тж. Манас-чакра:

дополнительная двенадцатилепестковая чакра, распол. на лбу, "позади"

чакры аджна (см.); изображается в уменьшенном виде над аджной. Соотв.

"тонкому разуму" - манасу, см. дух 4.

 

ДВЕНАДЦАТЕРИЧНАЯ ТЕНЬ (лат. duodecatemorium): особая точка,

рассчитываемая по несложной формуле и используемая при расчете

прогрессий и дирекций. Пусть Сатурн находится в 26 13' 06" Девы.

Расчет:

 

   1) долгота планеты умножается на 12:

 

               26 х 12 = 312

 

               13' x 12 = 156'

 

                 6" x 12 = 72"

 

-----------------------------------------------------------------

 

   = 312 156' 72" или 314 37' 12";

 

 

   2) произведение делится на 30 (получаем число знаков):

 

     315 37' 12" : 30 = 10 целых (знаков) + 14 37' 12" в остатке;

 

 

   3) таким образом, двенадцатеричная тень попадает в знак, 11-й от

Девы (принимая Деву за 1-1 знак, 1 + 1- = 11), т.е. Рак.

 

     Остаток от деления составляет долготу д.т.: 14 37' 12" Рака.

 

 

ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ: мистический смысл придавался числу 12

еще в глубокой древности. У народов Востока оно олицетворяло прежде

всего годичный путь Солнца по небосводу (см. Зодиак, Солнце).

Положение Солнца относительно знаков Зодиака и изменение

продолжительности дня и ночи в течение года легли в основу

представления древних евреев о том, что на небе имеется 12 врат,

через которые поочередно входит и выходит Солнце (апокр. Книга Еноха,

гл. 72 - 82). Позже толкование числа 12 усложнилось: его стали

объяснять как произведение сомножителей 3 и 4, где 3 - треугольник,

"число Бога", символ мира горнего (ср. тернер), а 4 - квадрат,

"земное число", символ человеческого мира с его четырьмя стихиями,

временами года и т.п. (ср. кватернер; муладхара). Таким образом

получило свое "естественное" объяснение и число древнееврейских

племен, "колен Израилевых" сыновей патриарха Иакова, а также

каноническое число т.н. "малых пророков", книги которых вошли в

Ветхий Завет. Свое вполне логичное продолжение эта традиция нашла у

ранних христиан, для которых число учеников Иисуса также не могло

быть никаким иным (см. Апостолы). В этой связи интересна

интерпретация числа 13 как "числа дьявола": введение Матфия в число

апостолов объяснялось не столько необходимостью дополнить это число

до 12 после гибели Иуды, сколько представлением о деяниях самого Иуды

как "тринадцатого" апостола, сыгравшего свою предательскую роль в

результате происков дьявола. "Тринадцатое колено" было и у древних

евреев, но они решили эту проблему по-своему, сочтя Манассию не

сыном, а внуком Иакова и родоначальником особого "полуколена". В

нижеприведенной схеме Дан и Манассия оба отнесены к Весам.

 

       знак           патриархи               пророки

 

-------------------------------------------------------------------

 

       Овен           Рувим                   Осия

 

       Телец           Гад                     Иоиль

 

       Близнецы       Левий                   Амос

 

       Рак             Завулон                 Авдий

 

       Лев             Иосиф                   Иона

 

       Дева           Симеон                 Михей

 

       Весы           Дан, Манассия           Наум

 

       Скорпион       Вениамин               Аввакум

 

       Стрелец         Иуда                   Софония

 

       Козерог         Иссахар                Аггей

 

       Водолей         Ассир                   Захария

 

       Рыбы           Неффалим               Малахия

 

 

ДВУХТЕЛЕСНЫЕ ЗНАКИ: см. знаки двухтелесные.

 

ДЕБАРОЛЬ, Адольф де (Дебарроль, де-Бароль, Adolphe Desbarolles, ок.

1810 - 1885): фр. профессор хиромантии. "Вывел хиромантию из мира

шарлатанства и... завоевал ей прочное положение среди других наук"

(Папюс). Ученик и последователь д'Арпантиньи. Стремился к синтезу

искусства "чтения руки" с другими оккультными дисциплинами

(каббалистикой, графологией, физиогномикой). Описал руки многих

знаменитых современников (Александра Дюма, Шарля Гуно, Альфонса де

Ламартина). Шведский король Оскар I наградил его орденом. Автор

труда:

 

- Тайны руки. СПб 1912, репринт Лд., 1990.

 

ДЕВА (лат. Virgo):

 

1. Зодиакальное созвездие, связанное у древних греков со

хтонической богиней плодородия и земледелия Деметрой (у римлян -

Церерой). В буквальном переводе Деметра (De Meter) значит

"Мать-Земля". Ее считали также матерью Персефоны (Прозерпины),

похищенной Аидом (Плутоном) и унесенной в подземное царство. У арабов

- "Колос", у индийцев - "Девушка" (Канья, см.). В христианской

традиции ассоциируется с Девой Марией. Недаром зодиакальная Дева

счит. покровительницей Парижа, известного своим собором Парижской

Богоматери. Самая яркая звезда - Альфа Девы, Спика (см.). Звезду

Эпсилон Девы наз. "Виноградарица" (Виндемиатрикс, см.).

 

     В нашу эпоху Солнце находится в нем с 17 сентября по 31 октября.

 

   2. Шестой знак тропического Зодиака (   ). Солнце проходит его в

период с 24 августа по 23 сентября. Переменный (мутабельный) знак,

стихия - земля. Планета-хозяин: Меркурий (дневной дом Меркурия).

Место падения Юпитера и Нептуна. Венера здесь в изгнании. Индийцы

"домом" Меркурия счит. не весь знак Девы, а лишь его последние 10

градусов (20 - 30 ); первые 20 градусов (0 - 20 ) наз. "высшей

третью" (мулатрикона, см.).

 

Управители деканад:

 

Деканада               Европейская             Индийская

                         традиция               традиция

-------------------------------------------------------------

 

1                     Солнце                 Меркурий

 

2                     Венера                 Сатурн

 

3                     Меркурий               Венера

 

 

Металл: ртуть

 

символ: черный дрозд (Turdus merula)

 

день: среда

 

цвет: серый

 

число: 10 (или 5, 14, 23, 32)

 

растения: лаванда, вербена, валериана, можжевельник; рожь, пшеница,

цикорий, ревень, лесной орех, тысячелистник (Achillea millefolium)

 

камни: cапфир (желтый), яшма, агат; изумруд, хрусталь, гранаты

 

страны и провинции: Андалусия, Силезия, Хорватия, Эльзас; Крит,

Месопотамия, Курдистан; Новая Англия, Вирджиния, Бразилия

 

города: Берлин, Париж, Рига

 

                             /рисунок/

 

ДЕЖА ВЮ (франц. deja vu, "уже виденное"): феномен человеческой

психики, иллюзия памяти, состоящая в том, что человек, заведомо

впервые видящий какое-л. лицо, место или явление, внезапно ощущает,

что оно ему уже знакомо. Основу феномена составляет действительно

имевшее когда-то место поступление информации об этом объекте, однако

оставшееся "незамеченным". Правда, каналы поступления этой информации

могут быть как чувственными, так и внечувственными.

 

ДЕЗАГPЕГАЦИЯ: магич. действие, в некотором роде обратное

материализации (см.), лишение материального объекта его видимой

(осязаемой, слышимой и т.п.) формы, удаление или исчезновение

объекта. Поскольку истинная д. требует колоссальных затрат энергии

(преодоление закона сохранения материи), оккультисты XVIII-XIX вв.

ограничивались опытами по частичной д., заставляя предмет не

утрачивать, а временно изменять форму за счет энергозатрат медиума.

Ныне "д." обычно осуществляется путем телепортации (переноса предмета

в другое место) или установления магического барьера, мешающего ему

появиться в поле зрения.

 

ДЕКАНАДЫ, тж. деканаты, деканы (от греч. deka - "десять"): каждый

знак Зодиака включает в себя 30 и может быть поделен на три части по

10 в каждой. Эти части и называются д. По традиции каждая д.

подчиняется определенной планете, а иногда (в старинных астрол.

трудах) - и определенному демону. Попав в "свою" деканаду,

планета усиливает свое влияние, хотя и не в такой мере, как в

позиции возвышения или в собственном доме. Занимая д.

"дружественной" или "враждебной" планеты, она меняет свое влияние

соответственно этому. Планету-хозяина д. иногда наз. сигнификатором.

 

                             /таблица/

 

ДЕМОН (др.-греч. daimon/as/), демоны:

 

1. В мифологическом сознании (у народов на ранних стадиях развития)

- "души" предметов, непознаваемые силы, которые могут быть добрыми

или злыми, присутствующие в каждом явлении или вещи, духи огня и

воды, камней и деревьев (ср. дух 3), включая представление о

Вселенной как о пространстве, заполненном подобными д. (Фалес). Позже

- существа, занимающие промежуточное положение между богами и людьми

(Веды, Авеста, Ксенократ) потом - даймонион, внутренний голос,

совесть как неизменный спутник каждого человека (Сократ).

 

2. В религиозном сознании, особ. в христианской мистике - существа,

противоположные ангелам, по происхождению часто сами бывшие ангелы

или языческие боги, обычно злые и равнодушные к человеку, хотя

иногда и способные творить добро или подчиняться воле мага (см. дух

5). Развитие демонологии с одной стороны и увлечение каббалистикой -

с другой привели к разработке иерархии и специализации д. (ср.

Люцифер и Вельзевул, бесы и бесенята, инкубы, суккубы); византийские

богословы подразделяли д., например, на следующие 4 категории:

 

       - богоподобные (theodaimones), ср. Сатана;

 

       - человекоподобные (anthropodaimones), ср. леший;

 

       - звероподобные (zoodaimones), ср. Дахака;

 

       - растениеподобные (phitodaimones), см. фитопсихология.

 

 

3. В философском и оккультном понимании - чистые сущности,

воплощенные в абстрактной форме, "мыслесилы", бестелесные, но

способные совершать действия - ср. "демоны рынка", "демоны театра" и

др. у Френсиса Бэкона, "демон Максвелла" и т.п.

 

ДЕМОНОЛОГИЯ: учение о демонах, вампирах, оборотнях и пр. "слугах

дьявола", включающее их классификацию, описание их приемов действия и

способов борьбы с ними, распростр. в Средние века. См., напр.:

Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М., 1990.

 

ДЕМОНОМАНТИЯ: древнее гадание с помощью демонов. Гадатель либо вызывал

демона с помощью приемов черной магии, либо произносил или писал

имя демона, выбирая его с помощью одного из способов, описанных,

напр., в кн.: Леманн, А. Иллюстрированная история суеверий и

волшебства. М., 1900, переизд. Киев, 1991. После этого демон в той

или иной форме давал ответ на задаваемый вопрос. В Средние века это

гадание, резко осуждаемое церковью, было постепенно забыто; лишь в

XVIII-XIX в. оно возродилось в новой форме, см. пневматология,

спиритизм.

 

ДЕНДРОМАНТИЯ (др.-греч. dendron - "дерево"): гадание по священным

деревьям - дубу и омеле. Культ этих деревьев был распространен у всех

европ. народов, начиная с древних греков, почитавших громадный "дуб

Зевса" в Додоне и обращавшихся к нему как к оракулу (см.). Из омелы

галлы и кельты приготовляли лекарственные средства и др. снадобья. По

тому, хорошо ли растет в этом году священное дерево, нет ли на нем

повреждений, определялась судьба общины. Желая получить ответ на

частный вопрос, следили, не зашелестят ли листья, не сядет ли на

дерево птица (ср. ауспиции); брали также листья и ветви, которые

сжигали - об ответе судили по тому, хорошо ли они сгорают и чистый ли

дым (ботаномантия; ср.тж. кавсимомантия, капномантия). Иногда на

листьях делали надписи или писали знаки (см. сикомантия).

 

ДЕНЕБ (искаж. араб. "Хвост"): название неск. неподвижных звезд:

 

1. Денеб (Deneb Adige, искаж. араб. занаб даджаджа, "Хвост Птицы"):

Альфа Лебедя, 1988: 5 45' Рыб. По характеру анал. Венере и Меркурию,

озн. пытливый ум, любознательность.

 

2. Денеб Альгеди (Deneb Algiedi, "Хвост Козерога"): Дельта

Козерога. 1988: 22 55' Водолея. Характер Сатурна и Юпитера.

Означает переменчивую судьбу, счит. опасной для здоровья и жизни.

 

3. Денеб Окаб (Deneb Okab, "Хвост Орла"): Дзета Орла. 1988: 19 40'

Козерога. Характер Марса и Юпитера, т.е. стремление к власти или

обладание ею.

 

4. Денеб Кейтос (Deneb Kaitos, "Хвост Кита", Cauda Ceti, у арабов

тж. Дифда - "Лягушка"): Бета Кита. 1988: 2 25' Овна. Характер

Сатурна. Озн. врожденные или вообще длительные физические или

нервные заболевания.

 

ДЕНЕБОЛА (Denebola): звезда Бета Льва, Хвост Льва (Cauda Leonis), у

индийцев - 2-я Фалгуни (см.), у арабов - "Поворот" (12-я лунная

стоянка). 1988: 21 31' Девы. Характер Урана и Меркурия. Озн.

несчастья, неудачи.

 

ДЕССЕНДАНТ, десцендент (лат. /gradus/ descendens): в астрологии -

нисходящий градус, самая западная точка индивидуального гороскопа,

острие (начало) VII дома, "дома партнера". Характеризует восприятие

человеком других, его "не-Я". Обозначается DS или Dsc. Противоположен

ассенданту (см.); разница в долготе AS и DS составляет 180 градусов.

 

ДЕЦИЛЬ: аспект 36 , см. семиквинтиль.

 

ДЖАЙШТХА, Джиайштха (Jyeshtha, от санскр. "старший брат"): индийское

название звезды Альфа Скорпиона (см. Антарес), а также 18 накшатры. У

арабов - Сердце (т.е. "Сердце Скорпиона"), 18 стоянка. Родившихся под

этой накшатрой отличает резкость, даже грубость характера,

затрудняющая успех в жизни. Однако в беде они не унывают.

 

ДЖЕКСОН ДЭВИС: см. Дэвис.

 

ДЖУББА: название звезды Дельта Скорпиона, см. Анурадха.

 

ДИМИССОP (лат. Dimissor, "отпускающий"): одно из обозначений хилега

(см.).

 

ДИРЕКЦИЯ (лат. directio, араб. тасйир): метод предсказательной

астрологии, в котором натальная космограмма накладывается сама на

себя и вращается против частвой стрелки. При этом один год жизни

принимается равным 59'8" дуги (система Сефариэля). За главную

движущуюся точку принимается Солнце, ассендант или меридиан (мажорные

дирекции). Места встречи движущейся точки с планетами, куспидами и

др. точками натальной карты счит. показателями жизненных событий.

Дирекции могут отсчитываться не только по эклиптике, но и по

экватору; тогда один год принимается равным одному градусу. При

расчетах по эклиптике за один год принимают и 1/12 часть каждого

знака (система Картера). За соответствие 1 году жизни принимают и

суточное движение Луны - 13 10' (минорные дирекции).

 

ДИСПОЗИЦИЯ (лат. dispositio): "прием" какой-л. планетой одного из

светил (Солнца, Луны) у себя в "доме" - в знаке, где она является

хозяином. Планета-хозяин при этом сама в своем доме находиться не

обязана. Такая планета наз. диспозитором. Отношения диспозиции не

возникают между двумя обычными планетами. В качестве "платы за

постой" Солнце и Луна отдают планете-диспозитору часть своей энергии,

усиливая ее влияние. Ср. рецепция.

 

ДИФДА (Diphda): звезда Бета Кита, см. Денеб Кейтос.

 

ДОЛГОТА (лат. longitudo):

 

1. долгота географическая: величина, показывающая положение точки

на земной поверхности по отношению к т.н. нулевому (Гринвичскому)

меридиану и измеряемая в градусах.

 

2. долгота астрономическая: угол в градусах, измеряемый по

эклиптике, важнейшая из астрологических координат. Д. может быть

абсолютной (0 - 360 ), откладываемой в направлении годичного

движения Солнца до т.н. круга широты небесного тела непосредственно

от точки весеннего равноденствия ( ), и относительной (0 - 30 ),

отсчитываемой от начала каждого знака.

 

ДОМ:

 

1. (лат. domus caelestis, санскр. бхава): один из секторов

небесного круга (и карты рождения), рассчитываемых особым способом и

соответствующих определенным сферам человеческой жизни и

деятельности. Способов расчета д. (систем д.) существует много; они

наз. по именам изобретателей или по тому принципу, который лежит в

основе расчета: д. по Кампанусу, Порфирию, Региомонтану

(отсчитываемые от ассенданта, см.), солнечные, лунные (отсчитываемые

от Солнца или Луны) и т.д. В западной литературе дома, рассчитываемые

от AS, иногда наз. мунданными домами (от лат. mundus, "мир"), т.к.

по ним определяется поведение человека "в мире", его взаимоотношения

с внешней средой. В Европе чаще пользуются системой Коха, в США и

России - Плацидуса; в Индии пользуются равнодомными системами.

Большинство систем насчитывает 12 д., но их может быть больше (20,

Китай) или меньше (8, США, см. октотопос). Расчет производится по

специальным формулам или таблицам. Подробнее см., напр.: Девор Н.

Астрологическая энциклопедия. Б.г., б.д.; Кефер Я. Практическая

астрология. М., 1991; Шестопалов С.В. Методические рекомендации по

1-му курсу астрологии. Л., 1990.

 

     Могут объединяться в группы, напр.:

 

       I, IV, VII, X - дома детства,

 

       II, V, VIII, XI - дома взрослости,

 

       III, VI, IX, XII - дома старости,

 

или:

 

       I, IV, VII, X - угловые дома (англ. angular houses),

 

       II, V, VIII, XI - примыкающие дома (англ. succedent houses),

 

       III, VI, IX, XII - падающие дома (англ. cadent houses).

 

См. тж. "колышки".

 

Традиционным 12 домам присваивается следующее значение:

 

       I     Vita (лат. "жизнь"), тж. Horoskopus (зд. "Восход", см.

гороскоп): личность, ее природные склонности, наследственность,

характер;

 

       II   Lucrum (прибыль), тж. Porta inferna (дольние врата):

источники доходов и виды трат;

 

       III   Fratres (братья), тж. Dea (богиня): родственники,

друзья, ближние путешествия;

 

       IV   Genitor (родитель), тж. Imum Coeli (надир): дом, семья,

брак; отец;

 

       V     Nati (потомки), тж. Fortuna bona (добрая судьба): дети,

искусство, удовольствия;

 

       VI   Valetudo (здоровье), тж. Fortuna mala (злая судьба):

болезни, повседневные заботы;

 

       VII   Uxor (супруг), тж. Occasus (Закат): партнер, вообще

связи, союзы;

 

       VIII Mors (смерть), тж. Porta superna (горние врата):

физическая смерть, секс, оккультные способности;

 

       IX   Pietas (благочестие), тж. Deus (Бог): религиозность,

философские убеждения, дальние путешествия;

 

       X     Regnum (царство), тж. Medium coeli (середина неба):

карьера, профессиональный успех; мать;

 

       XI   Benefacta (добрые дела), тж. Genius bonus (добрый

гений, см.): осуществление надежд;

 

       XII   Carcer (темница), тж. Genius malus (злой гений): тайные

связи, болезни, оккультные занятия; карма.

 

 

     В индийской астрологии домам придается сходное значение:

 

       I     Танубхава (санскр. "дом тела"): телосложение,

поведение, характер;

 

       II   Дханабхава (дом богатства): имущество, доходы, бюджет

семьи; причина смерти (см. марака);

 

       III   Бхратрубхава (дом братьев): интеллект; тж. братья и

сестры;

 

       IV   Сукхабхава (дом радости): общая удача, образование;

родительский дом; мать; средства передвижения. В женском гороскопе

тж. сексуальная жизнь.

 

       V     Путрабхава (дом детей): успех, слава; дети;

 

       VI   Сатрубхава (дом трудностей): долги, нищета, враги;

болезни;

 

       VII   Калатрабхава (дом жены): брак; смерть (см. марака); в

женском гороскопе тж. красота;

 

       VIII Айюрбхава (дом жизненной силы): продолжительность

жизни, здоровье, способности (одаренность); домовладение. В женском

гороскопе - жизнь мужа;

 

       IX   Дхармабхава (дом дхармы, см.): бог, гуру, отец,

путешествия; вера. В женском гороскопе - дети;

 

       X     Кармабхава (дом кармы, см.): род занятий, философские

размышления; карма;

 

       XI   Лабхабхава (дом прибыли): приобретения, выигрыши;

 

       XII   Вриджабхава (дом вражды): потери, мокша (см.).

 

 

   2. (лат. domicilium, санскр. свакшетра), тж. домициль, обитель,

жилище: знак Зодиака, в котором планета занимает наиболее сильное

положение, ее влияние максимально. В европ. астрологии - высшее

достоинство планеты, в индийской - третье по значению (см.

достоинства планет). За светилами (Солнцем и Луной) с древности

закреплено по одному дому, за пятью "классическими" планетами - по

два (дневной и ночной д.). Сравнительно недавно открытым

транссатурновым и фиктивным планетам пришлось "разместиться" в

качестве сохозяев в домах других планет. В индийской астрологии дома

распределяются несколько иначе (см. свакшетра).

 

       планета         дневной                 ночной

                         дом                     дом

--------------------------------------------------------------------

 

       Солнце         Лев                       -

 

       Луна             -                       Рак

 

       Меркурий       Дева                     Близнецы

 

       Венера         Весы                     Телец

 

       Марс           Скорпион                 Овен

 

       Юпитер         Стрелец                   Рыбы

 

       Сатурн         Козерог                   Водолей

 

 

       Уран                   Водолей

 

       Нептун                 Рыбы

 

       Плутон                 Овен, Скорпион

 

                             /рисунок/

 

ДОМА ЛУННЫЕ: старинное название лунных стоянок (см.).

 

ДОСТОИНСТВА ПЛАНЕТ (лат. dignitates. санскр. стханна бала): усиление

или ослабление влияния планеты в зависимости от ее нахождения в

определенной точке или зоне зодиакального круга. В европ. астрологии

наивысшим д. считается положение планеты в собственном доме (см. дом

2). Влияние планеты усиливается и при нахождении в зоне (точке)

своего возвышения (см.), а также в своих деканадах, термах, секстурах

и полусекстурах (см.). Планета в месте своего изгнания или падения

теряет свое влияние или меняет на противоположное. В индийской

астрологии самым сильным положением планеты счит. учча, "возвышение";

очень хорошим, но слабее уччи - мулатрикона, "высшая треть"; просто

хорошим - свакшетра, свой "дом". Плохим счит. нича, "падение";

изгнания индийская астрология не знает.

 

                             /таблица/

 

ДPАКОН (кит. Лун, яп. Тацу, монг. Луу): 5-й циклический знак

Восточного календаря. Небесный Дракон олицетворяет также устье

Молочной Pеки (Млечного Пути), место встречи частиц материи и

человеческих душ. Дракон либо достигнет многого в свой век, совершив

великое и важное, либо же останется или сделается нищим и безвестным.

В душе его бушуют страсти, часто не находящие соответствующего

выхода.

 

годы: 1940, 1952, 1964, 1976, 1988, 2000

 

часы суток: 7:00-9:00

 

cобственная стихия: земля-ян (ветер)

 

цвет: желтый

 

сторона света: юго-восток

 

ДРИШТИ (санскр. "вид", ср. аспект): позиционные "аспекты" в индийской

астрологии, зависящие от положения планет в домах и знаках. Градусы и

орбы при этом не учитываются (так, оппозицией счит. просто нахождение

двух планет в противоположных знаках). Характер аспектации зависит не

только от характера самой планеты ("добрая" или "злая"), но и от

занимаемого ею дома (триконы, кендры, упачайи, дустаны и пр., см.).

Планета действует в течение всего времени нахождения в знаке или доме

(а тем самым и в позиционном аспекте), однако для каждой планеты

учитывается ее "рабочая зона", где это действие максимально:

 

       Солнце         первые 10 градусов

 

       Луна           весь знак (дом)

 

       Меркурий       весь знак (дом)

 

       Венера         середина знака (10 - 20 )

 

       Марс           первые 10 градусов

 

       Юпитер         середина знака (10 - 20 )

 

       Сатурн         последние 5 градусов

 

ДРУДЫ (ед.ч. друда, нем. Drude): в германо-скандинавской мифол. -

женские существа, злые ночные духи, мучившие спящих. Ср. ларва.

 

ДРУИДЫ (ед.ч. друид, англ. druid): жрецы дохристианских культов у

древних кельтов Галлии, Британии и Ирландии. Хранители

преданий и магической мудрости. Разводили священный огонь, составляли

лекарства и яды, гадали, учили юношество. С приходом христианства

отступили на второй план, часто оставаясь советниками королей; по

народным поверьям, многие из них приняли облик кобольдов, демонов и

пр.

 

ДУОДЕКТИЛЬ (от лат. duodeca - "двенадцать"): аспект 1/12, см.

семисекстиль.

 

ДУОДЕНЕP (от лат. duodeca - "двенадцать"): всякая двенадцатеричная

структура, напр. Зодиак с его двенадцатью секторами.

 

ДУСТАНА (санскр. ду-стхана, "плохое положение"): "злые" дома в

индийской астрологии, VI, VIII и XII. Планета-хозяин д. приобретает

отрицательный потенциал и сеет зло всюду, где бы ни находилась.

Планета, попавшая в д., теряет силу; поражается и дом, которым она

управляет. Наименее вредный из трех - VI дом, т.к. он в то же время

является упачайей (см.).

 

ДУХ:

 

1. (евр. руах, греч. pneuma, лат. anima, санскр. прана): дыхание,

дух жизни, "нечто газообразное, жизненная сила, движущаяся в теле

людей и животных", как полагали античные натурфилософы (VI - V вв. до

н.э.). У стоиков - тончайшая огненно-эфирная субстанция, которая

пронизывает весь космос, объединяет его в целостный организм и

сообщает единство как неорганическим телам, так и растениям,

животным и человеку. То же, что и "душа", только в низшем ее

значении, "нервный дух" (Юнг-Штиллинг, см.). Ср. тж. астросом, по.

 

2. (лат. mens, санскр. пуруша): бессмертный дух у человека,

благодаря которому он чувствует, думает и желает, сознательная часть

личности, эго. Ср. хунь.

 

3. (лат. spiritus I, санкср. атман): духовное существо, "дух без

костей и плоти" (Лк. 24:39), субстанция (греч. ousia), способная

существовать и без акциденции (греч. hypostasis), сверхсознательная

часть личности, супер-эго. В самом высоком знач. это говорится о

Боге.

 

4. (разум, лат. spiritus II, англ. mind, нем. die /hoehere/

Vernunft, санскр. манас): духовная сила, сущность, идея, смысл:

"рожденное от духа есть дух" (Ин. 3:,). Ср. разум, тж. демон 3.

 

5. (греч. daimon/as/): бесплотное существо, элементаль (см.),

частный случай проявления духа 3; с ним можно вступить в контакт,

чтобы побудить к некоторым действиям. Их подразделяют на низших

(кобольды, сильфы, ундины и т.п.), средних (демоны 2) и высших

(ангелы). Ср. гуй.

 

ДУША (лат. anima): по представлениям древних - одна из трех

составляющих человеческой сущности (дух, душа и тело), жизненная

энергия (джива); ср. дух 1, тело.

 

ДХАНИСТХА, Дхаништха (от санскр. дхани - "богатый"): индийское

название звезды Бета Дельфина (Rotanev, 1988: 16 48' Водолея) и 23

накшатры. У арабов - Счастье счастий, 24 лунная стоянка. Дает

мужество, благородство, любовь к прекрасному, особ. к музыке.

 

ДХАНУ (Dhanu, cанскр. "лук"): созвездие и зодиакальный знак Стрельца в

индийской астрологии. В настоящую эпоху Солнце проходит его в период

с 20 декабря по 19 января. Дает людей, обладающих ровным, спокойным

характером; они много учатся и обычно неплохо зарабатывают. По

профессии - люди искусства, медики, иногда бизнесмены.

 

ДХАРМА (санскр.): долг, закон, порядок жизни. "Дхарма огня - гореть,

дхарма тигра - быть жестоким..." (Д. Редьяр. Психология личности). В

индийской астрологии домами, указывающими дхарму человека, счит. I, V

и IX.

 

ДЭВИС, Эндрю Джексон (Andrew Jackson Davis, р. 11.08.1826 в

деревне Блуминг-Гроув, графство Орендж, штат Нью-Йорк, ум. 1910 ?):

американский ясновидец и оккультист, "Сведенборг Нового Света".

Pодился в семье сапожника, был пастухом, подмастерьем, лавочником,

систематич. образования не получил. В 1843 познакомился с

магнетизером Левингстоном, который открыл у Д. способности медиума.

Далее в течение неск. лет Д. общался с духами (в т.ч. духом

Сведенборга, см.), от которых получил откровение и приказ

обнародовать его "для настоящего и будущего блага людей".

Самостоятельно разработал теорию общения с духами (см. спиритизм),

считая, что по пути самоусовершенствования движутся в с е души без

исключения, и пришел к выводу, что физическая смерть есть

освобождение духа. Считал, что спиритизм находится лишь в своей

начальной стадии развития, т.к. "ни духи, ни люди еще не умеют

пользоваться" этой возможностью общения; "но теперь настало время,

когда два мира, духовный и естественный, подготовлены к тому, чтобы

встретиться и обняться на почве духовной свободы и прогресса".

Написал ряд трудов, в которых изложил указ. откровение, свои взгляды

на возникновение жизни на Земле, историю человеческого рода и

происхождение религий. Pезко критиковал догматы христианства и

политику духовенства. В 1884 Мед. коллегия США присвоила ему степень

доктора медицины и антропологии. Труды:

 

- The Philosophy of Spiritual Intercourse ("Философия общения с

духами"), 1850.

 

- The Great Harmonia ("Великая гармония"), 1850-1860.

 

- The Magic Staff ("Магический жезл", автобиография), 1856.

 

- Principles of Nature.

 

 

ДЮПPЕЛЬ, Карл (собств. Шарль Дю-Прель, Charles du Prel, 1839-1899):

немецкий оккультный писатель французского происхождения. Проводил

опыты с медиумами. Pассматривал магию как "естествознание

современности". Pазработал учение Цельнера (см.) о "четырехмерных

разумных существах", т.е. астральных сущностях; их учащающееся

вмешательство в людской мир рассматривал как следствие их

собственного прогрессивного развития (а также прогресса

человечества). Труды:

 

- Die Magie als Naturwissenschaft. Berlin 1899.

 

- Астральное тело, как субстанция человека. "Pебус", 1889.

 

- Философия мистики. СПб., 1895.

 

- Загадочность человеческого существа. М., 1904

                                  Е

 

ЕНОХ (Henoch, евр. "Посвященный"): ветхозаветный патриарх, сын

Иареда, отец Мафусаила. У арабов - Идрис, "Знающий"; Коран

приписывает ему начало науки и изобретение письмен (XIX:57,58).

Историки оккультизма часто отождествляют его с Гермесом-Тотом. За

праведную жизнь был взят живым на небо (Быт. 5:21-24). По легенде,

написал книгу, которую его правнук Ной спас от потопа. Апокр. Книга

Еноха содержит 108 глав и повествует об ангелах, вступавших в брак с

живыми девушками; своих детей, родившихся от этого брака, ангелы

научили астрологии, магии и другим эзотерич. наукам. Анализ текста

показывает, что книга возникла не ранее II в. до н.э. В рус.

переводе издана в 1888 г. в Казани. См. тж. Порфирьев И.

Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань,

1873.                        

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru