МИФОЛОГИЯ И АСТРОЛОГИЯ

Лаура Винклер.

«Мы никогда не теряем зависимости от окружающего нас пространства, мы являемся его составной частью... Мы связаны со всей вселенной, как капля воды связана с океаном... Человек находится, в некотором роде, в союзе со всем окружающим космосом. Он — в постоянной связи с так называемой «космической» средой. Эта космическая среда, воплощающая в конечном итоге суть бытия, должна также «оттенять» и тем или иным образом воздействовать на сознательное личностное «я» индивидуума».

Эти несколько строк, принадлежащих перу физика Жана Шарона, свидетельствуют о том, до какой степени возросло сознание научного мира.

Астрология — это символическая мысль, размышление о Вселенной и о человеке. Познавая себя, мы разгадываем космос; разгадывая космос, мы приобщаемся к жизни в ее универсальном аспекте.

Человек всегда задавался вопросом о невидимых пружинах, приводящих в движение этот видимый мир. И во всех цивилизациях можно найти ответы на вопрос: «Каковы отношения между человеком и небесными светилами?»

Эти ответы представляют собой подлинные космические открытия, из которых можно вывести некоторые фундаментальные законы. Первый из этих законов гласит, что Вселенная является огромным живым организмом с взаимодействующими и взаимозависимыми частями. Второй основной принцип представлен законом аналогий, гласящим: «что наверху, то и внизу», одни и те же законы управляют миром, звездами, людьми и природой. Третий закон выражен в египетской мысли: ничто не статично, все вибрирует, и вся наша Вселенная — это динамичная, изменчивая и развивающая непрерывность. Сегодня нам известно, что наша Солнечная система движется к центру Галактики и что сами галактики перемещаются внутри Вселенной. Вечное движение выражается в законе циклов, жизни и смерти, смене дня и ночи, дуальности, подчиненной фундаментальному принципу единства. В наше время одной из колыбелей астрологии считается Месопотамия. На священных стеллах Кудуру изображены все планетные силы; среди которых Шамаш — бог Солнца, Син — Луна, а также планета Венера. Вавилоняне построили в честь звездных сил храмы в форме ступенчатых башен, называемых Зиккуратами, каждый этаж которых связан с определенным цветом и планетой. Не менее древней представляется астрологическая наука и в Египте. Известно, что древние египтяне отождествляли небо с богиней Нут, а землю — с мужским началом, богом Гебом. Египетские гробницы представляют собой подлинные зодиаки, созвездия которых указывают на время рождения и смерти фараона и отражают связь зодиака с загробным миром. Наиболее известный египетский зодиак находится в Дендере, внутри храма, посвященного богине Хатор, космической корове — символу вселенской жизни. Этот зодиак несут хранители, которые представляют небесную сферу, где находятся 12 созвездий, а вокруг них — деканы.

Египетская астрология делила небо на отрезки по 10 градусов, в результате чего год насчитывал 36 деканов, а не 12 знаков, как в греко-римской и месопотамской астрологии. Начиная с Большой Медведицы, называемой Бедром, знаки идут по спирали: Лев, следом за ним Колос, олицетворяющий Деву,... Рак...Весы...и так все 36 деканов. Начало года возвещалось Нефертумом*. (* Нефертум — в египетской мифологии бог вечной юности. — Прим. ред.).

Все это изображает «Большой Платонический Год», который длится 25920 лет.

На Востоке, особенно в Китае, астрология занимала важное место. Китайским символом небесных сил был космический дракон. Энергии символизировались кругом Инь-Ян — женского и мужского начал. Зодиак изображается кругом с 12 животными, каждое из которых влияет на определенный год.

Также на Востоке очень часто применялась индийская астрология — предтеча западной. Мандалы буддистского происхождения символизировали время и пространство, дающие координаты, в которых развивается Природа. Согласно традиции, бог Вишну, прежде чем приступить к сотворению, замышляет его во сне, возлежа на змее Ананта. Путем пахтания молочного океана боги и демоны позволили выкристаллизоваться различным галактикам и планетам. В ряде зодиаков мы видим 12 знаков, как и в западной астрологии. Человек является проводником космических сил; так, иногда на его изображениях появляются 7 чакр — энергетических центров, каждый из которых осуществляет связь не только с определенным органом, но и с энергией одной из главных планет.

На Среднем Востоке традиция зороастризма и культа Митры доносит до нас символическое изображение бесконечного времени в виде Айона — странного существа, тело которого переплелось со змеей; его львиная голова изображает солнечную мощь, а на теле можно увидеть знаки Зодиака. Сам Митра является символом солнечной энергии. Принося в жертву быка, он оплодотворяет новый цикл.

В греко-римской цивилизации миросозерцание непосредственно связано с астрологией. Римский пантеон с семью нишами, относящимися к семи планетным божествам, выражает это видение мира.

Рассмотрим эти планетные божества, подлинные «Архетипы», имеющие аналогичный смысл в различных цивилизациях.

Солнце

Аполлон, Солнце, сияющий бог дня, изображался по разному: в виде горящего божьего ока, огненной колесницы или пылающей крылатой сферы; никто, за исключением праведника, не мог выдержать слепящего взгляда этого юноши с золотыми волосами. Иногда с лирой и луком в руках, он символизирует свет и истину; его божественная интуиция проникает в самые темные глубины мира и человека. Грозный красавец Аполлон олицетворяет потаенные недра человеческого сердца, световой центр нашей внутренней Солнечной системы, наше духовное Солнце. Светило-царь, звезда нашей планетной системы, один из основных астрологических элементов, Аполлон всегда занимал главное место во всех мифологиях. Он является «отцом» нашей Солнечной системы. В Египте — это Ра, или Атум Ра, божество, особенно почитаемое в Гелиополисе (Городе Солнца). Для древних этот владыка Зодиака олицетворяет высший разум, великое отдающее и регулирующее начало (день-ночь, фотосинтез и т.д.). Он станет прообразом человека, точнее, человека-льва, того, кто объединяет дух и материю и умирает, чтобы возродиться... Египтяне говорили: «как новый Гор, победитель тьмы». Загадочный сфинкс с плато Гизеху подножья трех «великих пирамид» веками присутствует при рождении, вернее, при торжественном возрождении «Ра Горизонта». Он является центром, вокруг которого вращаются все элементы нашей системы.

В Индии культ Солнца восходит к Ведам (где оно олицетворяет Дух Атман). У него более ста имен: например, Сурья, светящийся диск, подобно греческому Гелиосу, душе всего живущего. Солнце также ассоциируется с Вишну — человеком-львом.

В Греции Гелиос, бог Солнца, не принадлежал к двенадцати великим богам Олимпа. Правя колесницей, запряженной четверкой лошадей, он изо дня в день проезжал небо с Востока на Запад. Можно вспомнить несчастный случай, происшедший с его сыном Фаэтоном, который пожелал править колесницей своего отца, но не справился с лошадьми. Фаэтон был испепелен молнией Зевса, не простившего юному вознице его промаха, пагубно отразившегося на людях и земле (не в силах совладать с упряжкой, Фаэтон то слишком приближался, то слишком удалялся от земли, что вызывало внезапные жару и похолодания). Он якобы упал в реку По, и его сестры оплакивают его, превратившись в тополя со слезообразными листьями...

Гелиоса вытеснил Аполлон — чужеземный бог с Севера, то ли из страны Хеттов, то ли Гипербореев. Это был бог солнечного света, а не само Солнце, один из великих олимпийцев. Его святилище находится в Дельфах — одном из самых таинственных мест Греции, известном своими оракулами, вещающими через Пифию. Аполлон, бог-лучник, всегда попадающий в цель, в четырехлетнем возрасте убивает змея Пифона, причисленного в Дельфах к сонму древних хтонических богов (хтонические божества — божества подземного мира. — Прим. ред.). Это также бог гаданий, целитель (его сын Асклепий — бог медицины), предсказаний и пророчеств, бог музыки и пения, сопровождаемый музами. В астрологии Солнце олицетворяет «Я», развитие эго; если оно гипертрофировано, солнечная личность становится чудовищем гордыни (миф о Фаэтоне). Кроме того, оно воплощает дух, центр нашего внутреннего мира, наш внутренний свет.

Луна

Артемида, второе светило, правит миром ночи, как Солнце — миром дня. Оно воплощает женское начало, праматерь, как Солнце воплощает мужское начало, праотца. Ее влияние ощущается особенно ночью, ее фазы вызывают ежедневные и ежемесячные пульсации роста у растений и животных. Людям ее магический жезл несет мечты, безумие и любовь.

Луна — наша Мать — ночное светило, пассивное начало, управляет Раком — знаком воды, плодородия и зарождения; она экзальтирует в Тельце, знаке жизни и Земли.

В Вавилоне культ Луны, олицетворяемой мужским богом Син, предшествовал культу бога Солнца, олицетворяемого Мардуком. В греко-римской мифологии три фазы Луны персонифицируются тремя божествами. Полная сияющая Луна — это Селена, воплощающая тот же высший принцип, что и Солнце. Древние рассматривали ее как этап посмертного пути души и считали, что во время фазы роста она заполняется душами умерших. Она, видимо, связана с индуистским просветлением, ассоциируемым с Аджной, шестой чакрой, чакрой интуитивного восприятия и Глаза Мудрости. Геката символизировала темную Луну, предшествующую первой четверти, когда душа спускается в Аид (соответствует реинкарнации души). Ее почитали и боялись, ей преподносили лепешки в виде полумесяца (культ от 15-го до последнего дня лунного месяца). Считалось, что она появляется чаще всего на перепутьях дорог.

Наконец, новая Луна олицетворялась Артемидой, дочерью Лето, божественной сестрой Аполлона, также гиперборейского происхождения. Она являлась покровительницей вод, растительности, брака, детей, и ведала родами (у ее матери были тяжелые роды). Богиня целомудрия, она являлась богиней «золотой середины», олицетворяющей трансформацию страстей в добродетели.

Меркурий

Ближайшая к Солнцу планета, маленький светлый шарик, посланец богов, направляет интеллектуальные способности. Ему присущи живой аналитический ум, умение приспосабливаться и подвижность. Он является символом молодости и осуществляет роль посредника. Меркурий (у греков его имя — Гермес) был сыном Зевса и Майи, рожденным в одной из пещер Аркадии. Будучи совсем юным, он крадет у Аполлона коров, которых тот держал на горе Пиэрос. Чтобы кража «прошла незаметно», Меркурий надел на копыта животных сандалии из древесной коры. Аполлон после долгих поисков нашел свое стадо в пещере, где обитал Гермес с матерью, а также, к величайшему удивлению, увидел там музыкальный инструмент — лиру, изготовленную из кожи (коров Аполлона) и черепашьего панциря. Так Меркурий стал другом Аполлона (это ближайшая к Солнцу планета), и тот обменял свой золотой пастуший посох на лиру Гермеса. Однажды Гермес повстречал на дороге двух дерущихся змей; он разнял их с помощью посоха Аполлона, и они обвились вокруг жезла, который стал кадуцеем — символом Меркурия и гармонизации взаимодополняющих энергий природы.

Гермес — вестник богов; он помог трем Паркам изобрести алфавит. Он изобрел астрономию и нотную грамоту. В астрологии он — управитель знака Близнецов, которым он дает свою ловкость рук и ума, свои художественные наклонности, вкус к игре и острый язык. Он также правит и экзальтирует в Деве, наделяя этот знак Земли интеллектуальной силой. Меркурий попросил Аполлона обучить его искусству предсказания, но тот отказался это сделать. Меркурий — планета конкретного ума, который нередко противится открытию невидимого мира. Однако часто Меркурий является эмблемой аватаров — «божественных посланцев». В Египте культ Тота, бога мудрости, царил в городе, который греки назвали Гермополисом (отождествляя бога Тота с Гермесом). В Индии Будда был также связан с планетой Меркурий.

В этом смысле Меркурий играет роль посредника и моста между миром божественным и человеческим.

Венера

Эта планета символизирует идеал красоты, прекрасную Венеру. Это архетип женственности, богиня Природы и Любви, инстинкта и влечения, всего, что прекрасно и гармонично. Человека, которому удается контролировать свою венерианскую природу, она наделяет силой красоты, гармонии и искусства.

Один из видов любви ассоциируется с Венерой Пандемос. Это Венера Земная, дающая рожденным под созвездием Тельца любовь к Красоте и искусствам, влечение, иногда с жаждой обладания, к радостям жизни; им свойственна любовь к детям, животным, цветам, музыке и т.д.

Другой вид любви связан с Венерой Уранией (Небесной), Венерой знака Весов. В этом знаке экзальтирует Сатурн, и любовь к прекрасному преобразуется во внутренний поиск Красоты и гармонии. Под этим знаком родились многие художники. Венера Тельца, или Венера Астарта (чувственный магнетизм), может ассоциироваться с ассирийской богиней Иштар и египетской богиней Хатор, с Эрдой скандинавской мифологии и «великой богиней» Кали Дургой в Индии.

На Крите минотавра называли Астериус; в античные времена принесение в жертву быка (Тавроболии) было актом очищения, который заключался в том, что верующего помещали в яму, над которой забивали быка (считалось, что кровь животного очистит и возродит его). Когда богиня Иштар (вариант Астарты) спускается в преисподнюю в поисках своего умершего возлюбленного Таммуза, бога Весны, она идет к богине Аллату — женскому двойнику Плутона (относящегося к Скорпиону, знаку, дополнительному и противоположному Тельцу), и, чтобы достигнуть трона подземной богини, должна пройти через семь дверей; у каждой она оставляет часть своей одежды, начиная с короны, и появляется пред Аллату обнаженной. Богиня Хатор в Египте была богиней любви, а также великой космической коровой, носившей на своей шкуре звезды; между ее рогами, олицетворяющими бездну, рождается Солнце.

Кали Дурга воплощает разрушительный характер Mater Mundi (Матери Мира), носительницы жизни и смерти, неразрывно связанных между собой.

Афродита (эстетический магнетизм), получившая в Риме имя Венеры, — богиня Весов. Имя «Афродита» означает «рожденная морем» и происходит от «aphros» — «пена» и «duo» («duno») — «нырять, погружаться». Она известна как богиня Любви — самой мощной силы взаимного притяжения, мать Эроса, одного из изначальных богов, олицетворяющих стремление к Высшему, который ранит смертных своими стрелами, ибо красота, как внешняя, так и внутренняя, вызывает в человеке жажду обладания либо формой (чувственная красота), либо сутью (умопостигаемая красота). У римлян была Венера poritis — богиня плодородия и садов, Erikina — покровительница незаконной любви, Verticordia — добродетельной любви, Vitrix — присуждающая победу воинам, Genitrix — мать императорского дома, а также Венера Libitina — богиня похорон.

Марс

Возлюбленный Венеры — Марс, великолепный воин, символ действия. Его часто символизирует оружие. Он правит судом и дисциплиной и дарит мужество в борьбе за правое дело. Римляне считали Марса своим покровителем. И величие и закат их империи наглядно показывают пристрастное действие этого принципа. Когда Рим перестал соблюдать законы, началось разложение, стали проявляться жестокость и все другие негативные качества Марса.

Марс представляется нам исключительно богом войны; у греков он носил имя Арес, «варварского», т.е. иностранного происхождения, так как оно пришло из Фракии. Его почитали также под именем Рустикус или Сильванус; он руководил полевыми работами и присматривал за быками.

Со времени основания Рима Марс символизируется Волчицей и волком. У него два сына: Фобос и Деймос (ужас и страх), этими же именами астрономы назвали спутники планет. Марс символизирует агрессивность, необходимую для жизни и прогресса, ту энергию, которая заставляет нас «превзойти себя», чтобы завоевать мир; он также обозначает смелость. При негативных аспектах эта же энергия может обернуться пороком: смелость становится дерзостью, здоровая агрессивность — заносчивостью или гневом...

Юпитер

Самая большая и величественная из планет олицетворялась у египтян богом Амоном, у греков — Зевсом. Его блистающий свет и легендарное величие делает его царем богов и величайшим благодетелем человечества. Эта планета проходит свой путь за 12 лет, и потому Зевс стал главой двенадцати богов Олимпа. Обычно считается, что Юпитер помогает людям и народам стать великими, внушает им жажду богатства и господства. В лучшем случае Юпитер означает великодушие и откровенность, в худшем — небрежность и разбросанность.

Он правил на горе Олимп Небом и Землей, в то время как Посейдон владел Морем, а Аид подземным царством. Юпитер, хозяин Стрельца и Рыб, экзальтирует в Раке, водном знаке, удваивающем его энергию. В мифологии он предстает неверным мужем, у которого множество детей (у планеты 8 спутников); среди них — три Парки, три Грации, 9 муз, Меркурий, Аполлон, Артемида, Дионис...

Сатурн

Сатурн или Хронос, — бог Времени. Его обычно изображают старцем, он воплощает строгость, весомость и серьезность. Его традиционная роль — подвергать людей испытанию, подобно времени, разрушающему все преходящее. Для одних это мрачный бог, для других — великий учитель, заставляющий пройти трудную, но справедливую школу.

Сатурн, самый молодой из Титанов (греческий Хронос), сын Урана и Геи, Неба и Земли. Сестра и жена Сатурна, Рея, также богиня Земли. Его дети — Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс. Он символизирует бога испытаний и ассоциируется со временем, уничтожающим все сущее. Сатурна-Время побеждает, свергая с трона, его сын Юпитер-Жизнь. Несмотря на то, что Сатурн называют самым «пагубным» знаком, он, пропуская через себя слишком бурную жизненную энергию Марса и Юпитера, сдерживает ее. Через испытания он пробуждает в человеке самое глубокое и существенное, что соответствует медленному процессу алхимической трансформации.

В конце своей жизни Сатурн соединяется с богом Янусом в Италии, и оба они стоят у истоков Золотого Века.

Уран

Уран соответствует греческому богу Ouranos. Он олицетворяет небо и пространство. Это один из первых богов — сын и муж матери Земли Геи. В Финикии он ассоциировался с Уром, богом света, изначальным творящим принципом, рожденным во тьме. С точки зрения психологии Уран выражает импульс проявления космических энергий в бессознательном.

Нептун

В Греции Посейдон был богом моря; его супругой была нереида Амфитрита, от которой у него было трое детей. Мифология, связанная с Посейдоном, говорит нам о потайных мирах бессознательного: «Свет Нептуна раскрывает тайны бессознательного лишь ничем не замутненному взору, но горе тому, кто осмелится бросить на эти священные тайны любопытный либо отягощенный земной завистью взгляд, или же тому, кто соблазнится миражами, вызванными волнами Нептуна. Будучи зеркалом желаний, человек станет жертвой чудовищ, населяющих первородную бездну дорационального мира» (Марсель Сенар, «Зодиак»).

Скипетр Нептуна — трезубец, воплощающий вселенную трех миров: Тела, Души и Духа.

Плутон

В Греции Аид правит подземным миром, миром мертвых. Благодаря волшебному шлему Плутон может становиться невидимым и править невидимым миром. Он владеет богатствами этого мира (шахты, посевы). Его супруга Прозерпина, дочь Деметры, которую он держит в плену осенью и зимой, свободна в остальное время года. Ее освобождение совершается весной. Она ассоциируется с зерном или душой, пробуждающимися в цикле природы.

Как и созвездие Скорпиона, эта планета окружена тайной, ее влияние плохо изучено, что сообщает человеку, находящемуся под ее влиянием, характер таинственности и скрытности. Символизм Плутона — «Смерть и Воскресение».

Проникая в мифологическую и астрологическую символику, приподнимая «вуаль» тайны, которую древние называли покрывалом Изиды, мы встречаем вечного человека, человека Традиции. Этот человек живет и в нас, и в символике астрологии и мифологии как Традиции, являющейся одним из путей, ведущих к «Мистерии».

В заключение вспомним всегда актуальное изречение Сократа: «Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!»