ЛИЧНОСТЬ И КОСМОС: ЭПОХА ВОДОЛЕЯ

Элис О.

У истоков бессмертной философии мы обнаруживаем четыре фундаментальные доктрины. Первая: феноменальный мир материи и индивидуализированного сознания — мир вещей и животных, людей и даже богов — есть проявление божественной Первопричины, в которой существуют все отдельные реальности и вне которой они бы не существовали.

Вторая: люди способны не только к постижению божественной Первопричины путем умозаключений, но также к осознанию Ее благодаря прямой интуиции, которая выше дискурсивных размышлений. Это мгновенное познание объединяет того, кто познает, с Тем, что познается.

Третья: человек наделен двойственной природой: феноменальным эго и бессмертным Я, которое есть внутренний человек, дух, искра Божия в душе человека. Человек может, если захочет, идентифицировать себя с духом и соединиться тем самым с божественной Первопричиной, которой подобен наш дух.

Четвертая: в земной жизни перед человеком стоит единственная конечная цель — идентифицировать себя с бессмертным Я и таким образом прийти к соединяющему познанию божественной Первопричины.

Олдос Хаксли, Введение к Бхагават-гите

Поскольку ты «есть», существую я. Научи меня, как «быть».

Геддес Мак-Грегор

Человек пускает по воде палочки и думает, что они ее разделили.

Рамакришна

Какой будет наступающая эпоха? Что же, безусловно, астрология поможет ответить на этот вопрос. Если прошлое являет нам паттерн, чудесным образом связанный с чередованием эпох, то имеет смысл посмотреть, какие же задачи и опасности готовит наступающая эпоха. Психологически те из нас, кто уже пережили внутренне эпоху Рыб, готовы к приходу Водолея. Изучая значение знаков Зодиака, я пришла к выводу, что новая диалектика связана с истинным открытием нашего внутреннего Я, Божественного гостя внутри нас и как следствие с потребностью осознать его присутствие во всех людях и в самой природе. Это диалектика личности и Космоса. Другими словами, это открытие священного в обыденном, которое можно назвать, если хотите, космической экологией; это глубокое понимание взаимозависимости всего живого.

Великий американский индеец Чиф Сиэттл так писал об этом в 1855г., обращаясь к президенту: «Можно ли покупать или продавать воздух, тепло земли? Трудно себе это представить. Свежесть воздуха или отраженный водой луч не принадлежат нам... Любая сияющая на солнце сосна, каждая песчаная отмель и сумрак лесной чащи, каждая жужжащая пчела, любая частица земли свята для моего народа, свята для его памяти и чувств.

Мы — частицы земли, а земля — часть нас самих. Благоухающие цветы — наши сестры. Северный олень, лошадь, большой орел — наши братья. Скалистые вершины, вспенивающиеся гребни речных волн, аромат луговых цветов и тепло лошадиного крупа и человеческого тепла — все это принадлежит одной семье...

Учите ваших детей тому, чему мы научили своих: тому, что земля — наша мать... Мы знаем то, к чему когда-нибудь придет белый человек: наш Бог — это один и тот же Бог. Вы можете думать сейчас, что владеете Богом подобно тому, как вы хотите обладать нашей землей. Но это вам не под силу. Бог — это Бог всех людей, и Божия милость для всех одинакова. Эта земля драгоценна Богу, и причинять ей вред означает нанести оскорбление ее Создателю. Поэтому любите землю, как мы ее любим. Заботьтесь о ней, как мы о ней заботились...

Не людьми соткана ткань жизни. Мы всего лишь одна из ее нитей. Все, что мы делаем с этой тканью, мы делаем с собой. Все вещи связаны между собой. И все вещи связывают. И все беды Земли — это беды ее детей».

Сегодня ядерная физика, лазеры и голография, которыми (как и астрологией) управляет Водолей, подтверждают то, о чем писал великий индеец. Мы, материалисты, оказались в плену того, что индусы называют «майя», или иллюзией универсума. Мы не смогли осознать Unus mundus мистиков и алхимиков — единый мир, который из-за несовершенства органов чувств мы воспринимаем во времени и трехмерном пространстве. А когда мы видим мир только таким, тогда земля становится всего лишь объектом купли-продажи, обесценивается. Мы утратили ощущение святости, присутствующей в целостности нашего мира, которым обладали Франциск Ассизский и Чиф Сиэттл.

Созданная лазерным лучом голограмма воспроизводит в пространстве трехмерную реальность, и наша рука проходит сквозь нее. Более того, каждая частица голограммы дает нам изображение целого. Этот процесс сходен с тем, что происходит в нашем организме, где каждая клетка несет информацию о целом через генетический код. Это позволяет осознать значение слов Библии: «Бог создал человека по своему подобию». Каждая мельчайшая частица Вселенной несет в себе отпечаток своего Создателя. В нас, людях, также заключен принцип творения: в нашей психике, в нашем внутреннем Солнце, которое на неком уровне соединяется с «Солнцем, стоящим за Солнцем», с мистерией Бога. Тогда постепенно радость, поэзия и скрытое величие того, что значит быть в согласии с собственной истинной природой, могут быть пережиты, а не восприняты только как научная и религиозная истина.

Если это так, то пророки уже жили среди нас. Это Юнг, Тейяр де Шарден, Джозеф Кэмпбелл и все те мужчины и женщины, которые возвещают возвращение Святой Софии — женственной мудрости, заключенной в природе и в нас самих, без которой невозможно дать жизнь нашему истинному Я в процессе индивидуации.

Полтора века минуло с тех пор, как Эмерсон, Торо и трансценденталисты познакомили нас с философией американских индейцев. Не все осознают, что мудрость Вед, Упанишад и Бхагават-гиты впервые открылась Европе лишь в конце 70-х годов прошлого века. Эти книги внесли первые кардинальные изменения в философские взгляды. В интерпретации Торо ахимса (отрицание жестокости) обернулась гражданским неповиновением. Позднее эти идеи вдохновили Ганди в борьбе за освобождение Индии от британского владычества, что в свою очередь оказало воздействие на Мартина Лютера Кинга и движение за мир в США.

В одной из газет опубликована чудесная фотография студента, украшающего цветами штык солдата. Так, Восток и Запад встретились, наконец, на крохотном пространстве между лезвием и лепестками. Таков Водолей! Идеи начинают распространяться по всему земному шару. Всякий раз, включая телевизор, чтобы узнать последние новости, мы способствуем приходу эпохи Водолея.

Восточная мудрость открылась для Запада в конце XVIII в., и это совпало не только с тремя великими революциями, но и с открытием Гершелем новой планеты — Урана, управителя знака Водолея. Далее последовали открытия еще двух планет: Нептуна и Плутона.

И все же величайшее из открытий сегодняшнего дня — это наша Земля, которую мы начинаем видеть по-новому. Я думаю, символом наступающей эпохи может быть фотография Земли, снятой астронавтами с Луны. Впервые мы смогли взглянуть со стороны на наш чудесный и такой хрупкий дом. Этот взгляд с Луны знаменует столь же гигантский сдвиг во взглядах, как и тот, который должен произойти в нас самих.

Мэри Бейкер Эдди, Анна Бонус Кингсфорд и Елена Блаватская были первыми женщинами второй половины XIX в., которые серьезно посвятили себя внецерковному изучению метафизических проблем, не боясь преследований за свои убеждения. За период с 400 г. н.э. и до середины XIX века немногие из выдающихся женщин на Западе могли свободно выражать себя, большинство же из них были преданы смерти по обвинению в ереси. Только сейчас мы начинаем осознавать весь трагизм их страдания.

Признак наступающей эпохи — появление все большего числа женщин, выражающих свои взгляды наравне с мужчинами. Я благодарю Бога, что могу писать эти строки, не боясь, что меня предадут смерти. Около четырех веков назад одна бедная англичанка была сожжена за то, что в кармане ее передника оказалась копия одного из псалмов. Несмотря на возникновение волн современного фундаментализма, наступающая эпоха несет новую терпимость, уважение и понимание всех верований. Возобладает (и не только в медицине) холистический подход.

Однажды подруга подарила мне чудесную хрустальную коробочку. Читая лекции по истории культуры, я принесла ее в класс и, поместив внутрь зажженную свечу, начала ставить перед ней символы различных религий, нарисованные на папиросной бумаге. Дети видели, что огонь свечи одинаково светит сквозь каждый из листиков бумаги. И вдруг одна из учениц воскликнула: «О! Значит, можно каждого из нас поставить перед этим огнем и сквозь нас будет светить один и тот же свет!» «Да, — сказала другая, — ведь именно так действует Атман. Верно?» Верно. Тогда еще один ученик подошел к свече. Он вырезал квадрат из черной бумаги, проткнул в нем несколько маленьких дырочек, и когда поместил их перед свечой, то засветилось лишь несколько маленьких точек. «Я думаю, большинство из нас таковы», — заметил он мрачно.

Мне жаль, что я не записала всего, что говорили дети. Но самыми замечательными кажутся мне слова одной скромной девочки: «Если я знаю, что во мне есть свет, значит мой долг — осознать, что он есть в каждом, даже если глубоко скрыт и неразличим».

Поскольку астрология указывает на универсальные процессы, имеющие место в любом явлении феноменального мира, она помогает увидеть, что общего несут в себе великие религии мира.

По природе своей Водолей терпим и любит свободу. Быть может, однажды мы испытаем благодарность, а не презрение по отношению к прошлому... Быть может, мы сможем сказать «спасибо» своим предкам, как это делают американские индейцы.

Индийский святой Рамакришна, который был Водолеем и великим экуменистом, обладал великолепным чувством юмора. Однажды он решил испытать на практике, что значит быть христианином, иудаистом, мусульманином, буддистом до тех пор, пока не поймет всех. В каждом случае он отдавался вере полностью, пока не постигал ее в полной мере, пережив видения Иисуса, Моисея, Магомета и т.п. Он даже пытался на какое-то время стать женщиной. Нет нужды говорить, что не всякий был в состоянии понять столь необычные действия. Поэтому встал вопрос о том, может ли он занимать пост смотрителя индуистского храма. Со всей страны были созваны эксперты. Они допрашивали Рамакришну с пристрастием в течение нескольких дней. Затем ему было велено ждать решения. Когда же, наконец, его позвали в комнату, все присутствующие низко поклонились Рамакришне и провозгласили его аватарой, великим учителем эпохи. Рамакришна стоял перед ними с серьезным видом, а потом ухмыльнулся и, присвистнув, сказал: «Фью! Я думал, вы собираетесь объявить меня психом!»

Еще Магомет сказал, что философ, который пытается учить метафизическим откровениям, которые сам не пережил, подобен ослу, несущему большую поклажу с книгами. Рамакришна познал все религии и стал «просветленным».

Рамакришна, как Водолей, чтил и уважал все верования, на собственном опыте придя к выводу, что все они равно служат одной цели: единению личности с ее наиболее истинной и глубинной природой, той ее частью, которая есть искра Божия. Все остальное определяется социальными, географическими и общественными условиями. Вряд ли возможны одинаковые обряды у эскимосов и жителей тропических островов. Но следует осознать, что все люди инстинктивно ищут и находят смысл внутри себя, когда соединяются с тем, что является божественной Первоосновой.

Итак, посмотрим более пристально, с точки зрения психологической эволюции, на Водолея и противоположный ему знак — Льва.

Водолей — это фиксированный воздушный знак, ян, и его называют знаком обыкновенного человека. Управитель Водолея Уран (в старой системе Сатурн). В данном знаке Солнце находится в падении, а это означает, что концепция монархии сменяется идеей о том, что все мы достойны быть королями и королевами, идеей, которая является одним из оснований демократии. Правитель (Лев) становится здесь слугой народа (Водолея). Вода символизирует не просто жидкость, а скорее живую воду и вибрации невидимой энергии — праны в теле человека, а также электричество, радиоволны, рентгеновские и космические лучи и т.д. в окружающем нас мире.

В мире под управлением Водолея находятся правительства, общество в целом, коллективы единомышленников, друзья, внеличностная любовь, а также все виды связи, основанные на невидимой энергии, такие как телевидение, радио и т.д. Водолей имеет отношение к космическим полетам и исследованиям, компьютерам и новейшим технологиям. Но Водолей также может быть и чрезвычайно отстраненным и безличностным, и в этом одна из его опасностей. Он — знак коллективного, как Лев является знаком индивидуального.

В области психики Водолей отвечает за высший интеллект (Уран — высшая октава Меркурия) и интуицию. В сфере его влияния идеи, абстрактные концепции, представления о космосе и интерес к космическим исследованиям.

Лев (управитель Солнце) — фиксированный огненный знак, является полной противоположностью Водолею. Лев в высшей степени индивидуалистичен, личностен и эмоционален. Он умеет уравновесить слабые стороны Водолея истинным теплом и чувствами. С течением времени его влияние станет определяющим. Мы видим, как противоположность Водолея и Льва отражена даже в архитектуре. Сегодняшние небоскребы — абстрактные и безликие конструкции из стекла и стали (Водолей), в то время как дворцы и замки периода расцвета монархи богато украшены, окружены ухоженными парками и фонтанами. Сегодня природе не находится места. И в этом тоже одна из опасностей Водолея: опасность не столько антропоцентризма, сколько техноцентризма! В наших домах с кондиционерами не открываются окна, и мы не дышим «настоящим» воздухом... Мы смотрим фильмы о природе, сидя дома. Мы не работаем на воздухе и поэтому вынуждены упражняться на тренажерах... На первый взгляд, это забавно, на деле же печально...

Как я уже говорила, астрологи не пришли к единому мнению относительно начала новой эпохи. Безусловно, признаки эпохи Водолея совпадают с концом XVIII в. и открытием управителя Водолея Урана астрономом-любителем Вильямом Гершелем. Это было время трех революций: американской, французской и промышленной, совершенных во имя обыкновенного человека, и провозглашения знаменитых принципов Водолея — свободы, равенства и братства — трех китов знака. За последние два столетия идея коллективного пережила многочисленные политические эксперименты: коммунизм, социализм и демократию и т.д., целью которых было будто бы благо обыкновенного человека. Однако на коллективном уровне мы так и не пришли к оптимальной форме государственного управления. Знаменитые четыре свободы (слова и вероисповедания, свободы от страха и нищеты) — это, безусловно, принципы Водолея, которые мы пытаемся воплотить. Даже деятельность ООН и Общего рынка — это шаги в нужном направлении.

Другим признаком эпохи Водолея является появление во всем мире всевозможных групп, сообществ, центров, которые отличаются друг от друга идеями и методами, что не мешает им дружески взаимодействовать.

Мы ежедневно получаем информацию о международных конференциях и семинарах. Я дважды участвовала в конференциях Международной трансперсональной ассоциации, каждое слово в названии этой организации — водолеевское. Наш век — век семинаров и конференций. Можно ли представить себе сто лет назад мероприятия типа ралли «Возьмемся за руки вокруг Америки»? Это — Водолей!

Кое-кому это может показаться глупым, но есть смирение в том, чтобы рискнуть казаться дурачком ради Бога.

Разумеется, не обходится и без тени эпохи Водолея, и астрология помогает осознать ее. Эта оборотная сторона проявляется в слишком подчеркнутой непривязанности, ориентации на коллективное в ущерб индивидуальному. В политике ее проявления явственно видны в трагедиях ХХ в. Теперь мы убиваем тоже внеличностно, будь то ядерное оружие, терроризм или массовые убийства на улицах.

Увы, в этом тоже Водолей. Юнг говорит о том, что единственный способ борьбы с коллективной тенью — работа со своей собственной. Необходимо осознать, что мы обвиняем других в том, что подавляем в себе. Системы государственного социального обеспечения — тоже Водолей, и они также внеличностны. В чеках, которые присылают нам по почте, нет любви (Льва). Все чаще и чаще мы превращаемся в порядковые номера. И в этом также Водолей. Наибольшее число самоубийств зафиксировано в странах, где правительство контролирует систему социального обеспечения. Быть может, именно потому, что жизнь становится столь индустриализированной и внеличностной, люди, получающие пособия от государства, так нуждаются в личной любви и заботе. То же относится и к системе здравоохранения, ухода за стариками. Без личностной заботы, доброты и любви тело больного становится не более чем иллюстрацией к истории болезни, с которой следует обращаться наиболее эффективным образом, но без личного сострадания. Все это примеры того, что происходит, когда избыток Водолея не уравновешивается Львом.

В конце своих лекций я всегда стараюсь проиллюстрировать это равновесие при помощи старинного тибетского обычая «юм-юм». Все становятся в круг, кладут руки на плечи соседей, откидывают головы назад и громко кричат «ю-м». Эта замечательная церемония повторяется три раза, а потом каждый обнимает по очереди соседа слева и справа. Сам по себе «юм-юм», несомненно, является водолеевским обычаем, но, обнимая наших соседей, мы понимаем, что внеличностное добро зависит от личностной доброты и любви к ближайшему соседу.

Надеюсь, этот обычай приживется, поскольку по природе своей он связан с Водолеем и Львом.

Поэтому «юм-юм» и объятий Вам справа и слева, дорогие друзья! И всегда любви внеличностной и личностной!

ВЕРА И РАЗУМ: ЭПОХА РЫБ

Элис О

В конце каждой эпохи возникает некая проблема, которая как бы подготавливает почву для новой эпохи. Чтобы глубже осознать это, попробуем проникнуться духом тех времен. Заканчивается эпоха Овна, длившаяся около двух с половиной тысячелетий. Эта Эпоха сформировала образ смелого и мужественного героя, породила идею единого Бога и подчеркнула важность индивидуума и носителя собственного сознания человека-эго. А теперь сместим акценты. Единый Бог избранного народа должен стать Богом и для других народов. Более того, оказывается, что истинное мужество состоит в том, чтобы пожертвовать собой, а не приносить в жертву Богу животных; и эта жертва требует способности идти на риск, быть не защищенным и готовым к возможному поражению. Столь доблестно завоеванное эго должно быть подчинено некой невидимой и непонятной силе, которая, оказывается, существует в душе человека, но что это такое — не определено и на самом деле непонятно. Это была трудная задача, а для многих людей во всем мире это и поныне остается трудной задачей. Она оказалась одинаково трудной и для христиан, и для евреев. Впрочем, та же весть уже была принесена на Восток, в Индию — прекрасным поэтичным образом Кришны в Бхагават Гите и мудрым, возвышенным учением Гаутамы Будды.

С Эпохой Рыб в историю человечества пришло представление о надличностной любви. Оно означало любовь даже к врагам, любовь, которую на Западе называют «агапэ», а на Востоке — «ахимса» (ненасилие), любовь, которая предпочтет самопожертвование убийству преследователя.

Диалектикой новой эпохи стала диалектика веры и разума, обернувшаяся в конце концов на Западе борьбой между религией и наукой — противостоянием Рыб и Девы. Это противостояние оказалось весьма трудноразрешимым. Недаром главный символ цивилизации эпохи Рыб — крест, образ которого олицетворяет трудности и тяжкие проблемы.

Мы видели скотоводов, почитавших Бога в эпоху Тельца; пастухов, молившихся Богу в эпоху Овна; теперь нас призывают стать рыбаками в эпоху Рыб. Христианство — религия, которая сознательно или бессознательно тесно связана с этим символом. Впрочем, к эпохе Рыб принадлежат и другие великие религии — буддизм, ислам, бахаизм, равно как иудаизм и индуизм, возникшие еще в эпоху Овна. При рождении Христа Юпитер и Сатурн находились в Рыбах в столь точном соединении, что как бы образовывали одну гигантскую сияющую звезду, вид которой поразил астрологов того времени — волхвов.

Буддизм, хотя и возник пятью столетиями ранее, но проповедовал мир, сострадание, ненасилие и стремление к самопознанию. И он оставался путем к самореализации, близким к учению Иисуса. Буддизм явился как реформация индуизма, точно так же, как Новый Завет расширил представления Ветхого Завета. Экуменический характер буддизма (а также даосизма в Китае и дзена в Японии) наиболее полно выражает эпоху Рыб. Можно быть одновременно буддистом и христианином, поскольку буддизм — это методология просветления, которая не стремится обратить в свою веру. Она не требует следовать некоему символу веры. В этом отношении буддизму близок суфизм — мистическая сущность ислама. В самом сердце всех великих религий очевидно лежат внутренне присущие им мистические традиции. Возможно, их расцвет начнется в эпоху Водолея. Мы будем надеяться, будем молиться — и увидим.

Чтобы лучше понять эпоху Рыб, обратимся к характеристикам знака Рыб.

Рыбы (Pisces) управляются Юпитером и Нептуном. Это мутабельный, водный знак, инь, знак экзальтации Венеры. Символ Рыб рисуется обычно в виде двух рыб, плывущих навстречу друг другу. Мы уже понимаем, что это важно, поскольку «эпохи» движутся по отношению к созвездиям назад, в то время как мы движемся вперед по внутреннему кругу тропического зодиака.

В теле человека Рыбы управляют ногами (Иисус омывал ноги Своим ученикам; Папа Римский воспроизводит этот обряд в Страстной Четверг). Рыбы управляют океанами и большими массами воды. Но в первую очередь они управляют миром и состраданием, «агапэ». Они управляют также музыкой, поэзией и молитвой. В человеческой психике они связаны с бессознательным, в лоне которого покоится сознание. Позитивный архетип Рыб — мистик, великий герой в невидимом мире души. Поэтому Рыбы управляют медитацией. Нептун, как известно, управляет веществами, изменяющими состояние сознания.

Теперь сопоставим Рыбы с противоположным знаком — Девой. Это мутабельный земной знак, также инь, управляемый Меркурием. Меркурианские процессы здесь основаны на логичном и точном распознавании и рациональном здравом смысле. Для Девы главное — истина и понимание. Это воплощение разума и определенности. Возможно, «женские» астероиды — Паллада, Церера, Юнона и Веста могут считаться управляющими Девой, поскольку их орбиты находятся между орбитами Марса и Юпитера.

В теле человека Дева управляет кишечником, который разделяет полезные вещества и отходы в проходящей через него пище. Полезное извлекается здесь из хаотического и упорядочивается.

В мире Дева управляет традиционными науками, рационализмом, любыми классификациями и деталями, и всем, что связано с дроблением и миниатюризацией вещей. Зерно (и все, что оно символизирует) также относится к сфере Девы.

Известно, что негативным проявлением свойств Нептуна может стать фанатизм, и мы видим, как он отравляет все религии эпохи Рыб, нередко приводя к ужасным кровопролитиям во имя Бога. Это проклятие еще живет и в наше время перехода от эпохи Рыб к эпохе Водолея. Оно может быть уничтожено лишь с пониманием (Девой) опасности буквального толкования и свойственной Водолею терпимостью.

За последние две тысячи лет борьба противоположных тенденций Рыб и Девы заполнила библиотеки описаниями событий, комментариями и спорами по поводу них. Периоды романтизма (Рыбы) сменялись периодами рационализма (Дева). Стоит лишь указать на лежащую в основе этих событий полярность и свойственное ей напряжение.

Великая весть эпохи Рыб пришла в мир с Иисусом Христом, и ее сопровождала спорящая с ней Тень Девы. На протяжении двух веков христиане убивали христиан, сражаясь из-за религиозных правил и предписаний, тонкостей философских определений, споря о добре и зле, и о том, что считать грехом смертным, а что может быть прощено. Для меня эту Тень символизирует указующий палец одного из бранящихся, с ним приходят недовольство, страсть сравнивать, критика и осуждение — и за ними тянется вереница бед. Никогда раньше в истории люди так не осуждали друг друга, никогда не были они столь привержены правилам и установлениям, забыв о словах Иисуса, что «не человек для субботы, а суббота для человека».

Борьба между уходящей и новой эпохами была жестокой. Римляне преследовали христиан и тешились их убийствами в Колизее, делая все возможное для искоренения новой религии. Христиан сжигали, бросали к диким зверям, пытали. Но новое победило (об этом также полезно помнить), и теперь уже христиане начали разрушать, как только могли, наследие прошлых веков: жгли библиотеки, осмеивали «языческие» религиозные идеалы, закрывали и разрушали учебные центры, убивали людей. И все это делалось во имя Иисуса Христа. Но этим дело, как вы знаете, не кончилось. И.Кемпбелл говорит, что мы должны научиться понимать мифологию друг друга. Потому что еще многие считают, что мифы стоят того, чтобы за них умирать и убивать.

Ислам — вторая великая религия Запада — также обладает собственной красотой веры и содержит великое множество правил и установлений. И христианство, и ислам опираются на догмы, в основном сложившиеся после ухода их основателей. Каждая имеет свою священную книгу — Библию и Коран. Иудаизм — также религия книг — Торы и Талмуда.

Эти священные книги, полные мудрости, правил и наставлений, управляются Девой. Хотя письменность — это дар Близнецов, содержание книг, дающих жизненные наставления, — дело Девы. Дева — богиня прозы так же, как Венера в Рыбах — богиня поэзии и музыки. Таким образом, священные книги соединяют эти знаки. Сегодня мы сказали бы, что Деве свойственно левополушарное, а Рыбам — правополушарное мышление.

Символика Рыб часто встречается в христианстве. Ученикам Иисуса следовало превратиться из рыболовов в «ловцов человеков». Крещение проходит в piscina, что буквально переводится как рыбий пруд. До сих пор митра епископа сохраняет форму рыбьей головы. Само слово «епископ» содержит в себе спрятанную «рыбу» (pisces).

Пятница (vendredi) — день Венеры, и до недавнего времени католики ели рыбу по пятницам. Мы до сих пор называем человека, эмоционально холодного в отношениях (Венера) — «рыбой». Монограммы Христа (две кривые линии — Рыбы) до сих пор можно обнаружить в катакомбах. Быть христианином в те времена было опасно. Не зная, кто перед ним, христианин рисовал дугу одной рыбы, и если встреченный им человек тоже оказывался христианином, то он дополнял рисунок второй линией. Не христианин же мог решить, что человек просто чертит линии. В те времена греческое слово «рыба» (ichthys) использовалось как анаграмма для греческого выражения, означавшего «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Юнг очень много писал о символизме эона Рыб. Образы Иисуса как пасхального агнца (Овна) не только напоминают об ушедшей эпохе Овна, но и указывают на огромную психологическую задачу, стоящую перед человечеством на коллективном уровне. Эта задача требует готовности принести себя в жертву целиком и с радостью. Мы должны отдать наше эго, которое было так трудно обрести, высшей силе внутри нас, Божественному Гостю, Христу в нас, Атману — различные религиозные традиции по-разному называют этот центр и целостность нашей индивидуальной психики. Это — божественная драма; и сейчас, когда эпоха Рыб уступает свое место эпохе Водолея, очевидно, насколько мы далеки от выполнения этой задачи. Грозящий, укоряющий палец все еще в нас, он — между народами, между соплеменниками, во всех обществах и семьях; всегда готовые обвинять, мы и самих себя бичуем в укромных уголках собственного сознания.

В свою очередь Рыбы, которые управляют веществами, изменяющими сознание, являются Тенью Девы. Видя, сколько людей ищут спасения от «реальности» в наркотиках и алкоголе, можно лишь поразиться тому, как легко была утрачена простая заповедь Иисуса — «Возлюбите друг друга, как и Я возлюбил вас». Таким образом, дары, которыми Рыбы и Дева должны были бы с любовью обмениваться в наших душах, еще далеко не приняты. Дар Девы — это способность служить другим практически и с любовью, и подлинное смирение. На уровне личности можно вспомнить Мать Терезу, родившуюся под знаком Девы и посвятившую себя любовному служению. Вместе с тем, когда она говорит: «Я верю в личное общение, в то, что Бог — в каждом», — то предвосхищает эпоху Водолея.

Со времени преследования ранних христиан одной из тенденций эпохи Рыб стал уход от мира и уединение, позднее — в монастыри для медитации, молитвы, для следования мистическому, интровертивному пути. Рыбы — двенадцатый знак Зодиака, а двенадцатый дом в гороскопе управляет уединением и интроспекцией. Такие монашеские ордена появились и до их пор существуют и на Востоке. Позже монашеские ордена экстравертивного Запада стали больше заниматься образованием, заботой о больных, делами милосердия, то есть делами Девы. Св. Франциск Ассизский — исключительный пример в том отношении, что его отречение от мира не было отречением от природы. Его любовь обнимала птиц, зверей, цветы, Брата Солнце и Сестру Луну. Его знаменитая молитва — образ единения Рыб и Девы, соединяющихся в любви, сострадании, жертвовании своим эго, служении.

Молитва Святого Франциска

Господи, удостой меня быть орудием мира Твоего!

Чтобы я любил, где ненавидят,

Прощал, где обижают,

Вносил истину туда, где заблуждаются,

Веру, где сомневаются,

Надежду, где отчаиваются,

Радость, где горюют,

Свет — во тьму.

Господи, удостой!

Утешать, а не ждать утешения,

Понимать, а не ждать понимания,

Любить, а не ждать любви,

Ибо, кто дает, тот получает,

Кто забывает себя, тот обретает,

Кто прощает, тому простится,

Кто умирает, тот проснется

К жизни вечной.

Аминь.

(Перевод Натальи Трауберг)

Трудно найти пример (если не говорить о словах самого Иисуса) большего единства двух знаков. И вновь можно вспомнить Мать Терезу: «Мы не можем делать великие дела, мы можем делать лишь малые дела с великой любовью», — это сочетание заботы о практических деталях Девы и любви Рыб.

Нелегко пожертвовать своим эго. Во-первых, его нужно развить и сознавать, что оно есть. Во-вторых, нужно действительно обладать убеждением, что в нас есть нечто такое, что превосходит наше обыденное представление о самих себе. Принесение эго в жертву может быть опасным. О великом суфийском мистике Аль-Халладже рассказывают, что в момент великого просветления он полностью отказался от своего эго; в экстазе выбежал он на улицу, крича: «Я — Аллах!» Люди обвинили его в богохульстве и убили, но кровь его вытекла на пыльную землю, очертив слово «Аллах».

Чтобы совершить эту жертву сегодня, как говорит Юнг, нужно научиться мыслить сердцем и быть готовым нести собственный крест, а не проецировать нашу ношу на Христа. Вот что он писал в письме от 3 июля 1952 г. д-ру Доротее Хох:

«Образованные люди гораздо легче могут постичь смысл Евангелия, если показать им, что миф всегда наличествует в большей или меньшей степени, более того — он реально присутствует в архетипической форме в каждом индивидууме... Вместо того, чтобы нести себя, то есть наш собственный крест, мы перекладываем на Христа наши неразрешенные конфликты. Мы ставим себя «под Его крест», — не под наш собственный... следует отстраниться от традиционных учений и пройти сквозь тьму собственных душ, отказаться от всего, чтобы стать тем, что каждый индивидуум несет в себе как свою индивидуальную задачу и что никто не может переложить с его плеч? Мы постоянно молимся, чтобы «чаша сия миновала нас» и не причинила нам страдания. Даже Христос молился об этом, — но тщетно.

И все же мы пользуемся Христом, чтобы отвратить эту чашу от себя. Именно поэтому теология ничего не хочет знать о психологии, потому что психология позволяет нам обнаружить свой собственный крест. Но мы хотим говорить только о кресте Христа, и о том, как замечательно, что Его распятие облегчило нам путь и разрешило наши конфликты. Мы могли бы также обнаружить, что в каждом моменте жизни Иисуса — прототип индивидуации, и поэтому ее нельзя имитировать; человек может лишь прожить свою собственную жизнь абсолютно таким же образом, со всеми вытекающими отсюда последствиями...

Но Христос принял Свой крест, и это стоило Ему жизни. Довольно легко жить в соответствии с общепринятой истиной, но трудно придерживаться своей собственной правды, противопоставлять свою индивидуальность коллективному и обнаруживать, что твою истину другие не признают. Понимают ли в Вашей конгрегации, что Христос, может быть, имел в виду именно это?»

Для меня это — лучшая формулировка задачи, которая стоит перед человеком, не решив которую он не может понять то новое, что несет ему эпоха Водолея. Эго, как я уже говорила, не должно умереть; оно должно лишь обратиться к внутреннему Я, к Христу в нас. Лишь так можно понять благословение: «Да пребудет с вами мир Божий, и да воссияет над вами слава Лика Его». Добровольное служение и смирение эго — дар Девы, а «мир, несущий понимание», — дар Рыб. Они ждут нас, с миром и любовью.