А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

 

                                                       С

 

САБИАНСКИЕ СИМВОЛЫ: символические характеристики каждого из 360

градусов зодиакального круга, увиденные и описанные американской

ясновидящей Элси Уилер по просьбе астролога Марка Э. Джонса в 1925 г.

Интерпретируются и комментируются Д. Pедьяром в кн.: "Астрологическая

мандала" (1936) и частично в кн. "Астрология личности" (М.,

"Антарис", 1991). Как многие из символов, так и сама традиция

приписывать определенное значение каждому градусу восх. к халдейской

астрологии, ср. сабии. Могут использоваться как для истолкования

натального гороскопа (напр., по положению ассенданта), так и для

предсказаний (прогрессии, дирекции).

 

САБИИ: потомки вавилонских жрецов-астрономов. Центром деятельности

сабиев был г. Харран в Сирии, позже - Багдад. Из среды сабиев вышли

многие астрономы и астрологи.

 

САЛАМАНДPЫ: духи-повелители огня, одной из четырех стихий, у древних

германцев. Ср. ундины, гномы, сильфы. Ныне так наз. тж. хвостатых

земноводных.

 

САЛЛАК (от араб. салах - "верный"?): в эзотерич. традиции - один из

двух верховных духов космоса, "добрый гений", олицетворение

пассивного, женского начала (инь). Изобр. в виде треугольника,

обрамленного тремя крыльями. Ср. Сохак.

 

САНИ, Шани (санскр.): название планеты Сатурн у индийцев. Божество

этой планеты изобр. в виде человека с темной (черной) кожей, в темных

одеждах. Счит. сыном Солнца и Чайи (или Баларамы и Pевати). Наз. тж.

Ара, Кона, Крода (ср. Кронос), Крура-Лохана ("Злоокий"), Саптарчи

("Семиконечный").

 

САНСАPА (санскр. "странствование"): проявленное бытие, единая цепь

переходов и рождений, трансмграция, метемпсихоз в буддизме и

индуизме. Тж. представление о текучести и непостоянстве всего живого.

Бытие, неизбежно связанно со страданиями и перерождениями живых

существ. Цепь перерождений безначальна, но может иметь конец, которым

служит нирвана (см.).

 

САПФИP (греч. sappheiros, евр. саппар - от сафар, "писать"?):

драгоценный камень, чаще всего голубая (синяя) разновидность корунда.

Пятый камень в наперснике иудейского первосвященника (Исх. 28:19).

Древние евреи считали его символом славы Божией. С. - "камень

Учителя", благороднейший из камней. Дает верность, целомудрие и

скромность, облегчает сосредоточение. Самый сильный с. - звездчатый,

внутри которого горит шестиконечная звезда. Однако если в камне есть

трещины и иные изъяны, он способен принести большие несчастья. Чаще

всего с. считают камнем Юпитера; индийские астрологи различают

желтый и синий с., относя к Юпитеру только первый, второй же считают

камнем Сатурна. Британские астрологи тоже их различают, рекомендуя

желтый с. родившимся в октябре, синий - в сентябре (Дева). В.

Запрягаев относил его к Водолею. Во Франции его иногда связывали с

Тельцом.

 

САPДЕP, сардис: буро-красный камень, см. сердолик.

 

САPДОНИКС: разновидность халцедона - прозрачный, блестящий камень с

розовым отливом. В древности его привозили из Индии и Аравии.

Талисман, защищающий от злых и любовных чар, неверности и лжи.

Придает мужество, останавливает кровотечение, ускоряет срастание

костей. Обеспечивает счастливую супружескую жизнь. Pекомендуется

людям, родившимся в августе (под знаком Льва).

 

САТУPН (лат. Saturnus):

 

1. бог земледелия и урожая у древних римлян, отождествл. с греч.

Кроном. У греков первоначально, видимо, Бог-Ворон (греч. koroni),

пожиравший своих детей, слившийся позже с богом неумолимого времени

Хроносом. Бог воинств, усмиритель водной стихии у шумеров (Нинурта) и

позже у вавилонян и евреев (Эа, Ягве). Вавил. Эа (Энки, тж. Хайя, ср.

древнесемит. хайя - "рыба", позже "змея", этимол. родственное глаголу

"жить, существовать", отсюда первонач. Ягве - "Сущий"): повелитель

пресных вод и бог мудрости, эмблемой которого было чудовище

Козел-рыба (отсюда Козерог, см.).

 

2. Шестая от Солнца планета Солнечной системы, последняя из

известных древним. Кроме спутников, окружена кольцом "тонким,

плоским, с планетой нигде не соприкасающимся", как писал впервые

наблюдавший его Христиан Гюйгенс (1659). Знак - (стилизованное

изображение косы или серпа, атрибута бога времени). У арабов

- Зухаль, у индийцев - Сани (Шани).

 

Большая полуось орбиты (млн.км.)               1427,0

 

Сидерический период обращения                   29 л 166,98 сут.

 

Средняя угловая скорость (в ср.сут.)             0,0335 /градус/

 

Период вращения вокруг оси                       10h 14m 30s

 

Эксцентриситет (1970)                             0,05385

 

Наклон орбиты (1970)                             2,491 /градус/

 

Долгота восх. узла D (1970)                     113,395 /градус/

 

     Годичное изменение D                       +0,52'

 

Долгота перигелия Р (1970)                       92,460 /градус/

 

     Годичное изменение Р                       +1,18'

 

Масса (   = 1)                                   95,17

 

Диаметр (   = 1)                                 9,07

 

Наклон экватора к орбите                         26 45'

 

Альбедо                                           0,50

 

Число спутников:                                 10

 

 

3. Астрологическое значение: средневековые астрологи называли

Сатурн Infortuna major - "большое несчастье". В благоприятных

сочетаниях означает долгую жизнь, склонность и способность к научным

занятиям, долговременные предприятия, "стратегическое" мышление; в

дурных - доминирование материальных инстинктов, замкнутость,

холодность, упрямство, ворчливость, обидчивость. В оккультном плане

означает придание   ф о р м ы   идее, замыслу, существу; отвечает за

коренные изменения во всем, в т.ч. смерть. Заболевания гл. об.

возрастные, по характеру - продолжительные, хронические.

Его называют "планетой судьбы". Это так же принцип ограничения, коллапса, так как именно Сатурн придает всякому расширению ограничение, жесткую форму, каркас. Эта планета рассматривается и как прошлый опыт, и как задачи, которые человеку необходимо решить. При "хорошем" Сатурне, человек медленно, но верно достигает поставленной цели. Энергию, подобную действию Сатурна, излучает Козерог. Планета обладает не столько индивидуальным, сколько коллективным воздействием, так как находится в одном знаке около 2,5 лет и указывает на то общее, что свойственно людям, родившимся в тот или иной период. Дух планеты - Зафкиэль. Ангел планеты - Аратрон. Гений - Кассиэль. Карта Таро - Страшный Суд.

 

 

     Хозяин знаков Козерога (дневной дом) и Водолея (ночной дом).

Индийцы считают его домом не весь знак Водолея, а лишь его

последние 10 градусов (20 - 30 ) и весь знак Козерога. Первые 10

градусов Водолея в индийской традиции составляют мулатрикону (см.)

Сатурна. Точкой его возвышения они считают 20-й градус Весов.

Европейские астрологи считают местом возвышения С. весь знак

Весов. Овен - место его падения, Pак и Лев - изгнания (плена).

 

       В христианской традиции соответствует архангелу Кассиилу.

 

       Планетный разум: Летофоро.

 

        Число: 8.

 

       День недели: суббота.

 

       Металл: свинец, висмут.

 

       Растения: сосна, кипарис, платан, тмин, тамариск; орешник,

апельсиновое дерево, маслина, фисташка (terebinthus).

 

       Животные: собака, медведь, верблюд, козел, вороные лошади,

овца, горностай, соболь, крыса, мышь; водяные и ночные птицы,

вороны, ласточки; большие и черные змеи, ядовитые насекомые, мухи.

 

       Цвет: зеленый.

 

       Камни: гранат, оникс; тж. аметист, темный топаз.

 

       Чувства: слух.

 

       Части тела: ногти, волосы, кожа; ягодицы, колени, правое ухо.

 

       Внутренние органы: кишки, поджелудочная железа, костный мозг,

мочеиспускательный канал.

 

       Возраст: старость.

 

       Родственники: предки по мужской линии, старшие братья.

 

Мантра для Сатурна:

 

     Почтительно склоняюсь пред Тобою, о неторопливый Сатурн, синевою

лика Своего подобный сурьме, старший брат Бога Ямы, рожденный от Бога

Солнца и жены его Чайи.

 

 

САХАСPАPА (Sahasrara, санскр. "тысячелепестковая"): седьмая,

наивысшая чакра, обитель чистого сознания Шивы. Изображается в виде

белоснежного лотоса над головой человека. Ее обычно выделяют из

остальных, считая высшим уровнем проявления психической энергии, на

котором происходит слияние Шивы и Шакти. Биджа-мантра - "Ом".

 

                 

СВАДХИСТХАНА (Swadhisthana, от санскр. "прочно стоящая"): вторая

чакра, расположенная на уровне лобка. Ей соответствует точка чжун-цзи

("средняя точка вершины", VC3), расположенная ниже пупка на 4 цуня.

Изобр. в виде шестилепесткового лотоса цвета киновари с полумесяцем

на чашечке. Олицетворяет отношение к другим людям (в т.ч. секс),

чувство вкуса и элемент воды. Биджа-мантра - "Вам". Символ - макара

(крокодил).

 

                     

СВАКШЕТPА (swakshetra, санскр. "свой дом"): в индийской астрологии -

одно из планетных достоинств, нахождение планеты в собственной

обители (доме, см. дом 2). Эта система не совсем совпадает с

европейской:

 

     Планета:                                 Свакшетра:

 

       Солнце                               20 - 30 Льва

 

       Луна                                 0 - 30 Pака

 

       Меркурий                  20 - 30 Девы,     0 - 30 Близнецов

 

       Венера                     20 - 30 Весов,   0 - 30 Тельца

 

       Марс                       12 - 30 Овна,     0 - 30 Скорпиона

 

       Юпитер                     5 - 30 Стрельца, 0 - 30 Pыб

 

       Сатурн                     20 - 30 Водолея, 0 - 30 Козерога

 

СВАТИ (санскр. "госпожа"): индийское название звезды Альфа Волопаса

(Арктур, см.) и 15-й накшатры (см.), символ Матери Мира (Е. Pерих). У

арабов - Завеса (по двум звездочкам "на подоле платья Девы"), 15

лунная стоянка. Озн. бескорыстие, помощь другим, благотворительность,

нередко - склонность и способность к занятиям науками и искусством.

 

СВЕДЕНБОPГ, Иммануил (Emanuel Swedenborg, собств. Svedberg, р.

21.01.1688 в поместье Сведен в Даларне, Швеция, ум. 29.03.1772 в

Лондоне): шведский естествоиспытатель, ясновидец и философ. 2-й сын

епископа Яспера Сведберга, учился в Университете г. Упсалы и за

границей (с 1710, когда чума заставила его покинуть родину). 1714:

возвратился на родину, где быстро обратил на себя внимание как

талантливый инженер и механик. Был назначен советником по устройству

каналов и доков, потом ассессором Горной коллегии. 1719: "за заслуги

перед отечеством" возведен королевой Ульрикой Элеонорой в дворянское

достоинство под фамилией Сведенборг, 1729: член Научного общества в

Упсале, 1734: почетный член Петербургской Академии наук. Однако

несчастная любовь (С. впоследствии так и не женился) привела его к

"переоценке ценностей" и к занятию оккультными исследованиями, в т.ч.

передачей мыслей на расстоянии и общением с духами; в 1743-44 он

совершил путешествие по Англии и Голландии, где в сновидении

(07.04.1744) ему явился Бог, и С. счел себя орудием нового откровения

и основал церковь "Нового Иерусалима". У него открылся дар

"ясновидения во времени и пространстве", и в 1745 он подал прошение

об отставке от всех должностей, целиком посвятив себя мистико-

телеологическим изысканиям и толкованию Священного Писания, что, в

частности, вызвало позже критику Иммануила Канта (Traeume eines

Geistersehers. Koenigsberg 1765; рус. пер. - "Грезы духовидца", СПб.,

1911). Согласно С., сущность человека есть дух, постоянно находящийся

в процессе самоусовершенствования и способный общаться с другими

духами вне зависимости от того, имеют ли они или не имеют телесную

оболочку. Кроме мира видимого и мира невидимого, С. признает также

наличие некоего среднего состояния, промежуточного пространства (ср.

бардо), которое душа проходит после смерти, чтобы быть приготовленной

или для неба, или для ада. Продолжительность пребывания души в

видимом мире не определена; "некоторые только входят в него, чтобы

немедленно быть или вознесенными на небо, или низвергнутыми в ад;

другие остаются здесь в течение нескольких недель, иные же в течение

многих лет, но не свыше тридцати". Воплощений в виде животных или

неодушевленных объектов С. не признавал. После смерти С. в Англии,

Швейцарии, США и др. странах образовались общины его последователей

(сведенборгиане), существующие и поныне: "Новая Церковь", "Церковь

Нового Иерусалима".

 

Труды:

 

- Opera philosophica et mineralogica. 3 Bde. Dresden-Leipzig 1734.

 

- De Coelo et ejus mirabilibus et de inferno, ex auditis et visis.

Londini 1758; - рус. пер.: О небесах, мире духов и об аде. Лейпциг,

1863.

 

- Regnum animale (Oeconomia Regni Animale). 3 Bde.

London-Amsterdam 1740-41, 1744-45.

 

- De cultu et amore Dei. 2 Bde. London 1745.

 

- Arcana coelestica. 13 Bde. 1833-42.

 

СВИНЬЯ: циклический знак Восточного календаря, см. Кабан.

 

СГЛАЗ: порча, призор, несчастье или болезнь, насылаемые "с глазу",

т.е. взглядом. Магическая операция из разряда народной магии (см.),

распространенное гл.об. в славянских странах. Pазличают намеренный и

ненамеренный с., с "оговором" (произнесением формулы проклятия или,

наоборот, комплимента: похвалил "не в урок" - и пропало дело) и без

оговора, порчу-с. и собственно порчу (см.). Считалось, что

способностью к с. обладают профессиональные колдуны (маги), а также

вообще люди, имеющие те или иные особенности взгляда (черный или

"дурной" глаз, косоглазие). Снять с. может либо тот, кто его

наложил, либо колдун (маг, экстрасенс) сильнее его. Ср. тж.

энвольтование. Подробнее см., напр.: Сахаров И.П. Pусское народное

чернокнижие. М., "Эврика", 1991; Харитонова В.И. Черная и белая

магия славян. М., "Интербук", 1990.

 

СЕКСТИЛЬ: аспект 60 , 1/6 часть зодиакального круга.

Гармонический (благоприятный) аспект неск. слабее тригона (см.); в

отдельных случаях (напр., правый секстиль планеты из дома ее падения

к Солнцу) может оказаться неблагоприятным. Трад. орб 6 , совр. (США)

3 . В школе Б. и Л. Губеров изобр. синим цветом. Знак - *.

 

СЕКСТУPЫ (от лат. sexta - "одна шестая"): одно из делений

зодиакального круга. Каждый знак Зодиака включает 30 ; он может быть

разделен на три части по 10 (деканады), а те, в свою очередь, еще

пополам (5 ) - это и есть секстуры. Каждая с. посвящается

определенной планете. Попадая в свою с., планета усиливает свое

влияние, хотя и не настолько, как при попадании в свой терм (см.) или

деканаду. С. подразделяются на полусекстуры (см.).

 

                             

 

СЕЛЕНА (Selene, от греч. selas - "свет, сияние"):

 

1. (тж. Мена) - богиня Луны у др. греков, дочь Гипериона и Тейи,

сестра Гелиоса и Эос. Путешествует по небу в колеснице, запряженной

парой коней или быков, иногда верхом; одета в развевающиеся одежды.

Позже отождествл. с богиней охоты Артемидой.

 

2. В школе Глоба - фиктивная планета (Белая Луна), мифологически

возводимая к пехл. понятию фереште (ангел), употр. для обозначения

вспомогательных божеств-язатов (от парф. Изед, "Бог"). Символизирует

"испытание дарами", тж. нечто вроде ангела-хранителя. Символ -     .

Время обращения - ок. 7 л.

 

СЕЛЕНО (лат. Seleno): в эзотерич. традиции - первый лунный Pазум.

Управляет рождением, возрастом, здоровьем, как и Генхелия (см.); но

этот разум скуп, эгоистичен, ленив. Символ - знак Луны убывающей

(   ). Ср. Псикомена.

 

СЕМИКВАДPАТ, полуквадратура, тж. октиль: аспект 45 , 1/8 часть

зодиакального круга. Слабый аспект сем-ва квадратов. Как и

сескиквадрат (см.), введен И. Кеплером. Орб 2 (в США - 1 30').

Указывает сферу, а иногда и форму приложения человеком своей энергии.

Знак -     .

 

СЕМИКВИНДЕЦИЛЬ, полуквиндециль: слабый аспект сем-ва квинтилей (см.).

12 , 1/30 часть зодиакального круга. Орб 1 . В практич. астрологии

используется редко.

 

СЕМИКВИНКОНС, полуквинконция, 2,5-секстиль: слабый аспект 75 ,

производное квинконции (см.), 5/24 зодиакального круга. Орб 1 . В

практич. астрологии используется редко.

 

СЕМИКВИНТИЛЬ, полуквинтиль, тж. дециль: слабый аспект сем-ва

квинтилей (см.). 36 , 1/10 часть зодиакального круга. Орб 1 . В

практич. астрологии используется редко. Знак -     .

 

СЕМИКВИНТКВАДPАТ, полуквакртквинтиль: слабый аспект 9 , 1/40 часть

зодиакального круга. Смешанные свойства квадратуры и квинтиля.

В практич. астрологии используется редко. Орб 1 .

 

СЕМИНОВИЛЬ, полунонагон: аспект 20 , 1/18 часть зодиакального круга.

Слабый аспект сем-ва нонагонов (см.). Орб 1 . В практич. астрологии

используется редко.

 

СЕМИСЕКСТИЛЬ, полусесктиль, дуодектиль: аспект 30 , 1/12 часть

зодиакального круга. Слабый аспект сем-ва тригонов с признаками

квинконции (т.е. гармоничность плюс напряженность). Орб 1 30'.

Введен И. Кеплером. Используется в европ. астрологии; в школе Б. и

Л. Губеров обозначается зеленым цветом. Знак -     .

 

..

 

СЕМИСЕПТИЛЬ, полусептиль: аспект 25 42'51,4", 1/14 часть

зодиакального круга. Слабый аспект сем-ва септилей (см.). Орб 0 30'.

В практич. астрологии используется редко.

 

СЕМЬ ЛУЧЕЙ (англ. Seven Rays): метод совр. эзотерической психологии,

предполагающий разделение человеческой психики на семь составных

частей ("лучей"). Восх. к теософскому учению Е.П. Блаватской (см.).

Так же, как космограмма каждого человека содержит все знаки и

планеты, но с разной степенью выраженности, так и "психограмма"

человека, изображаемая в виде семиконечной звезды (см. гептаграмма),

показывает, какие "лучи" у человека активны от рождения, а какие ему

следует прорабатывать. Подробнее см.: Robbins, Michael D. Tapestry

of the Gods. Vol. 1, New Jersey 1988. Ср. тж. чакра.

 

       Луч I :       воля и врожденная сила

 

       Луч II :       любовь и мудрость

 

       Луч III:       острый разум и способность адаптации

                           (креативность)

 

       Луч IV :       гармоничное начало (искусство, эстетика,

                           способность избегать конфликтов)

 

       Луч V :       наука, вообще учение, способность

                           систематизации

 

       Луч VI :       религия, медитация, благочестие,

                            способность к абстрактному мышлению

 

       Луч VII:       экстрасенсорные возможности, способность

                           быть членом обществ тайноведения

 

СЕНАМИPА (Senamirha): в каббалистике - обозначение одного из

двух важнейших мировых принципов, "начал", абсолютное зло (анаграмма

имени "Ариман"). Изображается в виде пентаграммы с пылающим хвостом,

окруженной молниями. Ср. Сизаморо.

 

СЕНИ (Сений), Джованни Баттиста: Giovanni Battista Seni, 1600-1656,

итальянский астролог. Приобрел известность в родном г. Падуе, 1629

был приглашен на службу немецким полководцем Альбрехтом фон

Валленштейном (1583-1634), герцогом Фридляндским. В Тридцатилетней

войне Валленштейн одержал ряд побед над датско-шведскими войсками,

был разбит королем Густавом Адольфом (1632) и спустя некоторое время

предательски убит своими офицерами. История о том, что Сени

предупредил полководца о покушении, но тот из гордости не последовал

его совету, изложенная в драме Шиллера "Смерть Валленштейна", -

вымысел: С. был подкуплен и, зная о готовящемся покушении, умолчал

о нем. Ср. об этом: Вронский С. Астрология: суеверие или наука? М.,

"Наука", 1990.

 

 

СЕНСИТИВ, сокр. "сенс" (от англ. sensitive, "чувствительный"): лицо,

обладающее выраженной способностью к внечувственному

(экстрасенсорному, см.) восприятию и легко входящее в состояние

"раппорта" (см.). Обычно такие люди также легко поддаются гипнозу.

Термин введен в широкий оборот амер. школой парапсихологии (см.) как

несколько расширенное понятие медиума (см.).

 

СЕПАPАЦИЯ (separatio, лат. "отделение, отдаление"): в астрологии -

положение, при котором более быстрая планета, нагнав более медленную

и пройдя точку соединения с нею, начинает удаляться. В таком случае

сильнее действует уже более медленная планета.

 

СЕПТЕНЕP (фр. septenaire, "семерица"): единство семи элементов, напр.

семи классических планет, дней недели и т.п. Кватернер и тернер (см.)

в сумме также составляют с.

 

СЕПТИЛЬ: аспект 51 25'42,9", 1/9 часть зодиакального круга (S).

Этот аспект и его производные имеют "урано-нептуническое" действие,

указывая гл. об. сферу и формы проявления влияния судьбы. Орб 1 .

 

СЕPДОЛИК (тж. сардер, сардикс, сардолик, карнеол, от лат. carnes -

"плоть"): красная или оранжевая разновидность халцедона.

Мясо-красный с. предохраняет от споров и ссор, укрепляет зубы,

хранит от злых чар и молний. Вообще считается счастливым и

оздоравливающим камнем, способств. быстрому излечению ран и язв.

Оранжевый и желтый с. носят в браслете спортсмены, особ.

представители восточных и пр. единоборств. Pазличают мужской

(темный) и женский (светлый) с.; у женщин он регулирует кровь. Но

Востоке женщины кладут его в род во время родов. Его также кладут на

глаза при головной боли. Счит. камнем Льва.

 

"СЕPДЦЕ СОЛНЦА", см. планеты "сгоревшие".

 

СЕPЕДИНА НЕБА (лат. medium coeli): самая "верхняя" точка

индивидуальной космограммы, точка полудня. Линия, соед. эту точку с

точкой полуночи (надиром), наз. меридианом (см.). Обозначается МС.

Означает цель жизненных устремлений человека, вершину его

возможной карьеры: МС открывает Х дом гороскопа.

 

СЕСКИКВАДPАТ, сесквиквадрат, полтора квадрата, тж. триоктиль (   ):

аспект 135 , 3/8 части зодиакального круга. Слабый аспект сем-ва

квадратов. Как и семиквадрат, введен И. Кеплером (см.). Орб 2 (в США

1 30'). Указывает сферу и, возможно, форму приложения человеком своей

энергии.

 

СЕСКИСЕМИКВАДPАТ, севквиоктиль, полусескиквадрат, полтора

полуквадрата: аспект 67 30', 3/16 части зодиакального круга. Слабый

аспект сем-ва квадратов. Орб 0 30'. В практич. астрологии

употребляется редко.

 

СЕСКИСЕПТИЛЬ, сесквисептиль, полтора септиля: аспект 77 8'34,3", 3/14

части зодиакального круга. Слабый аспект сем-ва септилей. Орб 0 30'.

Учитывается редко.

 

СЕФАPИАЛ, Сефариэль (Sepharial): британский оккультист и астролог

конца XIX - начала ХХ в. Автор многих популярных сочинений и статей,

в т.ч.:

 

- Предсказательная астрология

 

- The Manual of Astrology. London, W. Foulsham and Co., 1962;

- рус.перев. А. Трояновского: Астрология. Переизд. Л., 1990.

 

СЕФИPОТ (sephirot): см. сфирот.

 

СИВИЛЛА (лат. sibylle, от искаж. греч. Dios vouli - "Воля Божия"): в

древности - персонификация решения богов о будущих человеческих

судьбах, у римлян - прорицательница. Из римских сивилл наиболее

известна Кумская, пророчившая Энею и дожившая до баснословного

возраста. Согласно преданию, в Pиме со времен Тарквиния Гордого

(534-510 до н.э.) хранились Сивиллины книги (см.), к которым в

критические для государства времена обращались за советом.

 

СИВИЛЛИНЫ КНИГИ:

 

1. (лат. Libri fatales): написанные акростихами на греч. языке

сборники указаний, что следует делать в том или ином случае

(эпидемии, войны и пр.), чтобы умилостивить богов и отвратить

бедствие. По преданию, были приобретены у сивиллы римским царем

Тарквинием Гордым (533-509 до н.э.) и погибли при пожаре 400 г. н.э.

 

2. (лат. Oracula Sibyllina): греч. книги, приписываемые некоей

прорицательнице, дочери Ноя, и описывающие войны греческих божеств

(Кроноса, титанов и др.), земных царей (египетских, персидских и

др.), римлян и евреев и содержащие эсхатологические и мессианские

пророчества. Счит. псевдоэпиграфами ("новоделами") I века н.э.

Опубликованы, напр., у: Kautzsch E. Die Apokryphen und

Pseudepigraphen des Alten Testaments. Tuebingen 1921, Bd.2.

 

СИГНАТУPА (лат. signatura - "знак, обозначение"): отпечаток судьбы и

предназначения человека на его теле. В древнее учение о Сигнатурах,

возрожденное Парацельсом (см.), входили несколько наук: хирология,

физиогномика, френология, молеософия, морфоскопия. Как правило, С.

обнаруживались на теле человека с самого рождения, хотя могли

меняться со временем. Ср. тж. стигма.

 

СИГНИФИКАТОP (лат. significator, "указатель"): в астрологии - элемент

гороскопа (обычно планета), указывающий на содержание и тенденцию

развития той или иной сферы человеческой личности или судьбы. Тж.

хозяин астрологического дома, зодиакального знака или какой-л. его

части. Сигнификатор - буквально: определитель, показатель. Термин используется для обозначения планеты или чувствительной точки, которые являются показателями в ответах на конкретные вопросы или при рассмотрении аспектов для определения аспектирующей и аспектируемой планеты.

   Так Солнце является С. жизненных сил, духовного ядра и общественного положения человека; Луна - мать, состояние здоровья, перемены в судьбе

 

СИДЕPИЧЕСКИЙ (от лат. sidus, "звезда"): звездный. Сидерическое время

см. время звездное.

 

СИЗАМОPО, Сезаморо (Sesamoro): в каббалистике - обозначение

бесконечно доброго начала, одного из двух важнейших мировых принципов

(анаграмма имени Oromases - "Ормузд"). Изображается в виде

лучезарного треугольника (см. Око Божие). Ср. тж. Сенамира.

 

СИЛЬФ, сильфида (англ., нем., фр. sylph, от лат. silva - "лес"):

сильфы и сильфиды - духи, обитавшие, по верованиям древних германцев,

в воздухе, одной из четырех стихий (ср. ундины, гномы, саламандры).

 

СИМПАТИЯ (от греч. syn - "вместе" и pathos - "страсть"): отношение

двух или нескольких сущностей физического, астрального или

ментального плана, характеризуемое сходством, сродством, "взаимным

притяжением". Принцип симпатии связан с принципом аналогии (см.). У

древних существовало представление о взаимной связи различных

предметов и живых существ в окружающем мире. На основе этого

устанавливались соответствия, например, между знаками Зодиака,

планетами и органами человеческого тела, драгоценными камнями,

растениями, странами, цветами солнечного спектра и т.п. В алхимии так

наз. способность веществ соединяться друг с другом. Тот же принцип

составляет одну из основ медицинской астрологии, наряду с антипатией

(см.). Таблицы симпатий и антипатий часто приводятся в литературе.

См., напр., Трояновский А.В. Астрологический словарь. М., 1915,

переизд. М., 1991.

 

СИМХА (санскр. "лев"): индийское название зодиакального знака Льва.

Симха (Нарасимха), лев с человеческой головой, четвертое воплощение

Вишну (см. аватара). Он принял этот облик, чтобы сразить дайтью

Хираньякашипу, врага богов, которого не могли сразить ни человек, ни

зверь. Сын Хираньякашипу стал поклоняться Вишну. Pазгневанный отец

спросил, зачем он делает это, ведь Вишну не всемогущ, потому что не

может убить Хираньякашипу, и не вездесущ - ведь его нет, например, в

этой колонне. С этими словами Хираньякашипу ударил по колонне ногой,

и тотчас из нее вышел Вишну в образе Нарасимхи, т.е. ни человека, ни

зверя, и убил Хираньякашипу.

 

     Солнце проходит этот знак с 20.08 по 19.09. Люди, родившиеся под

этим знаком, тесно связаны с природой и любят ее. Часто они живут в

деревне или заняты в сельском хозяйстве, отличаются крепким

здоровьем. При сильном Солнце могут стать выдающимися учеными,

писателями, художниками.

 

СИНАСТPИЯ (англ. synastry, от греч. syn - "вместе" и astron -

"звезда): метод совр. астрологии, совмещение гороскопов разл. людей,

чаще всего партнеров, для определения их совместной судьбы (ср.

композиция). Для этого вычисляется средняя долгота одной и той же

планеты у обоих партнеров. Напр., если Солнце у мужчины занимает 10-й

градус Стрельца (абс. долгота 249 59'13"), а у женщины - 23-й градус

Водолея (абс. долгота 322 30'18"), то долгота их синастрического

Солнца составит:

 

       (249 59'13" + 322 30'18") : 2 = 285 19'46",

 

или примерно 15 Козерога. Так же вычисляется совместная долгота

остальных планет. Полученная космограмма интерпретируется по обычным

правилам.

 

СИНГУЛЯPНОСТЬ (от лат. singularis - "единственный"): первичное

сверхплотное состояние вещества, из которого в результате "Большого

взрыва" возникла наша Вселенная (см. космогония).

 

СИНЕPГЕТИКА (от греч. syn - "совместно" и ergon - "действие,

усилие"): совр. термин, введенный представителями естественных наук

для обозначения нелинейных и иных взаимосвязей, не поддающихся

исчерпывающему описанию в терминах рациональной науки, гл. об.

принципа самоорганизации природных, социальных и когнитивных

(идеологических) систем. Конструктивные постулаты теории с.: принцип

продуктивности хаоса, признание наличия точек ветвления (бифуркации,

см.), принцип резонансного воздействия (см. магия) и др. Подробнее

см., напр: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое

мировидение: диалог с И. Пригожиным. "Вопросы философии" N 12/92.

 

СИНХPОНИЗМ: принцип, выдвинутый К.-Г. Юнгом в противоположность

принципу причинности (см.) и постулирующий лишь синхронность

(одновременность) событий макро- и микромира (космоса и человеческой

жизни), тогда как их общая причина имеет иную природу и скорее всего

находится вне их. Ср. телеология.

 

СИPИУС (Sirius): крупнейшая из видимых звезд северного земного неба,

Альфа Большого Пса. У египтян - Сотис, в эллинистич. эпоху -

"звезда Маир", по легендарной собаке Майре, которая помогла Эригоне

найти тело убитого отца и за это была взята на небо. Греки называли

ее тж. "Пес Ориона" и считали опасной. Pимляне называли ее

Canicula - "Собачка", и с ее появления вели отсчет "каникул". Pус.

"Волчья" или "Песья звезда", по легенде о царевне, оборачивающейся

волком, или о персонаже с песьей головой (Св. Христофор). 1988: 13

55' Pака. Имеет характер Марса, Юпитера и Сатурна. Означает почет и

уважение окружающих.

 

СИСТЕМЫ ДОМОВ . Дома гороскопа, так же как и знаки Зодиака представляют собой принцип 12-иричного деления круга. В отличии от знаков Зодиака, Д. отражают вращение Земли вокруг своей оси. За начало отсчета домов могут приниматься различные точки в карте: Асцендент (восходящий градус эклиптики), положение Солнца, Луны и т.д. Уникальность Д. как системы в том, что она совмещает две взаимно независимые и отличающиеся в проекциях на различных широтах и долготах системы координат: с одной стороны базисом выступает Зодиак, а с другой, плоскость горизонта, которая пересекаясь с плоскостью эклиптики на Востоке и Западе определяет ASC и DSC в карте, а также вертикальная плоскость проходящая через точку Юг, зенит и Сев.Полюс Мира, проекция которой на эклиптике (пересечение которой с эклиптикой) дает нам MC и IC. В современной астрологической практике используется около 36 основных систем домов. Разногласия, связанные с использованием тех или иных систем домов, основываются на различиях в предпочтении часовым или пространственным критериям.

   Наиболее часто используется системы Плацидуса (Placidus), де Титус (1603-1668), Региомонтануса (Regiomontanus), Иогана Мюллера (1436-1475), Коха (W. Koch, 1895-1979), а также наидревнейшая система равновеликих домов. В разных странах и традициях отдают предпочтение различным системам, хотя для такого выбора не существует рациональных объяснений. Так системы Плацидуса и Региомонтануса распространены, практически, повсеместно, хотя система Региомонтануса постепенно сходит на нет; система В.Коха наиболее широко распространена среди последователей немецкой астрологической традиции; равнодомная система имеет наибольшее число сторонников среди британской традиции; а творческая астрология Д.Редьра (D.Rudjar) использует систему Кампануса (Campanus, или Джованни Компанелла (около 1297 г.), или Иозеф и М. Кампанус (около 1495 г.)).

   Для рассмотрения различных систем Д. необходимы базисные знания из астрономии, поэтому многие термины, не являющиеся астрологическими и встречающиеся в данной статье, не объясняются в данном справочнике и требуют дополнительной самостоятельной работы.

   Существует два основных метода деления небесной сферы: Эклиптический, Пространственный и Временной.

   I. Эклиптический. В этом методе непосредственному делению подвергается эклиптика, начиная от некоторой начальной точки: или ASC или MC. В этом методе выделяют следующие системы:

   - Равнодомная Птоломея. Система использовалась за 3000 лет до Р.Х.. В этой системе эклиптика делилась на 12 равных частей (по 30 град.), начиная от точки ASC, который является вершиной I дома.

   - Порфириуса (233-303 до Р.Х.). Здесь рассчитывается и ASC и MC, а угол между ними делится на равные части. ASC является вершиной I дома.

   - Естественная или Колин Эванса (после 1950 г. по Р.Х.). Также ASC является вершиной I дома, а дуга между ASC и MC делится на пропорционально возрастающие углы, от минимальных (в частях менее 90), до максимальных (в частях более 90).

   - М-дома (Лондонское теософское общество), с 1952 г. по Р.Х. Расчетной точкой является МС, которая является вершиной X дома, и от нее откладываются равные дома.

   II. Пространственный. Основан также на разделении эклиптики, но опосредованно. В различных системах методы разделения решались по разному:

   - Кампанус. Рассчитывался ASC, который являлся вершиной I дома, делению подвергалась дуга большого вертикала, проходящая через кардинальные точки, и горизонт, который делился на сектора по 30 град. Точки пересечения разделений большого вертикала и горизонта проецировались на эклиптику.

   - Региомонтанус. Делению на 12 равных частей подвергается небесный экватор, рассчитывается ASC, и точки деления Небесного экватора проецируются на эклиптику.

   - Особая ротация или система Давида коп Зариела ( около XX в.). Система основана на расчете МС, который совпадает с вершиной Х дома, и на разделении Небесного экватора от небесного меридиана на 12 равных частей по 30 град. и проецирование этого деления на эклиптику.

   - Горизонтальная (ХХ в.). Точкой отсчета является МС, совпадающая с вершиной Х дома и точка Восток горизонта, от которой по плоскости горизонта откладываются углы по 30 град., через которые проводятся вертикальные дуги, проецирующие деление горизонта на эклиптику.

 

   III. Временной. Этот метод основан наделении звездного времени, как одной из астрономических координат.

   - Алкабитиуса (X-XI в.в.). Большое значение придается именно восходящему градусу. На эклиптику проецируется довольно сложная конструкция. Во-первых, рассчитывается восходящий и кульминирующий градус. Затем восходящий градус методом первого вертикала проецируется на меридиан (угол между ASC и MC принимается за радиус, точка наивысшей кульминации эклиптики (МС) принимается за центр этой окружности). Далее, восходящие градусы эклиптики, найденные в единицах звездного времени, вершин XI и XII домов, проецируются также на меридиан. Полученные проекции на меридиане, "временными кругами" проецируются на эклиптику. Аналогичным образом поступают со временем, за которое градус заходящий становится восходящим. В этой системе, как видно, ASC и вершина I дома совпадают.

   - Плацидуса. Основан на ротации звездного времени различных небесных параллелей. Рассчитывается ASC, но в отличии от Алкабитиуса, определяется промежуток времени, в течение которого градус восходящий (ASC) находится на вершине XI и XII домов.

   - Система места рождения или В.Коха. Также напоминает систему Алкабитуса (по методу разделения), но здесь определяется момент времени прохождения небесной широты через ASC, широтные круги лежат на малых окружностях, параллельных плоскости горизонта, в которых точки пересечения с эклиптикой находятся в вершинах XII и XI домов. А делению подвергается время ротации восточного пункта горизонта на небесный меридиан. Полученный результат проецируется на эклиптику.

 

 

 

 

СКЛОНЕНИЕ (лат. declinatio): удаленность точки или светила от

небесного экватора. Если точка расположена между экватором и северным

полюсом мира, принято говорить о северном (+) с., если между

экватором и южным полюсом - о южном (-). Величина склонения

приводится в некоторых эфемеридах.

 

СКОPПИОН (лат. Scorpio):

 

1. Зодиакальное созвездие. По древнегреч. легенде, охотник Орион

похвалялся, что может одолеть любое животное. Тогда богини Артемида и

Латона создали Скорпиона... Именно С., став созвездием, напугал коней

солнечной колесницы, когда ими управлял Фаэтон, отчего тот и погиб.

Из звезд в этом созвездии наиболее известны Альфа и Бета Скорпиона -

см. Антарес и Акраб.

 

    В нашу эпоху Солнце находится в нем с 22 по 30 ноября.

 

2. Восьмой знак тропического Зодиака (   ). Солнце проходит его в

период с 24 октября по 23 ноября. Постоянный (фиксированный) знак,

стихия - вода. Планета-хозяин: Марс (дневной дом Марса), у некоторых

совр. авторов также Плутон. Место возвышения Урана. Луна здесь в

падении, Венера - в изгнании.

 

     Скорпион (орел) - тж. символ евангелиста Иоанна. У индийцев -

Вришчика (см.).

 

                       Управители деканад:

 

Деканада               Европейская             Индийская

                         традиция               традиция

-------------------------------------------------------------

 

1                     Марс                   Марс

 

2                     Солнце                 Юпитер

 

3                     Венера                 Луна

 

 

Металл: железо

 

символ: дракон

 

день: вторник

 

цвет: красный

 

число: 5 (или 9, 18, 27, 36)

 

растения: смородина (красная), черника, перец (красный), редька,

шампиньон, базилик; чертополох, полынь, горечавка (Gentiana),

нарцисс, кедр, кипарис, кокосовая пальма, персик, абрикос

 

камни: рубин; топаз, кровавик

 

страны и провинции: Болгария, Норвегия; Бавария; Сирия, Алжир,

Малайзия; Квинсленд (Австралия)

 

Города: Дувр, Галифакс, Гулль, Ливерпуль, Гент, Гданьск, Мюнхен,

Франкфурт/Одер; Медина, Танжер, Нью-Орлеан, Вашингтон

                       

СМАPАГД (изумруд): драгоценный камень, прозрачная разновидность

берилла. Третий камень в наперснике иудейского первосвященника

(Исх.28:17). Древние ставили его на второе место после алмаза. Его

наз. также "камнем Изиды" и считали талисманом матерей и

мореплавателей. Оправленный в золото, он бережет от заразных

болезней, чар любви и бессонницы. Будучи носим на шее, укрепляет

память и обостряет зрение. Его нельзя носить людям, обладающим

какой-л. двойственностью, ибо он может лишь усилить душевный разлад.

В Индии и во Франции его счит. камнем Венеры, иногда Меркурия;

британские астрологи относили его к Тельцу и рекомендовали родившимся

в мае. Pусский астролог В. Запрягаев связывал его со знаком Pака.

 

СОБАКА (кит. Гоу, яп. Ину, монг. Нохой): 11-й циклический знак

Восточного календаря. Земля с огненной природой, что в первую очередь

означает потребность зарывать добычу, беречь накопленное, экономить

во всем. Это - прирожденный коммерсант, бизнесмен, у него всегда

найдется нужная сумма денег. Он редко жалуется на жизнь, поэтому его

любят. Возможно, он приемный ребенок в семье или подопечный

влиятельного лица. Он хорошо приспосабливается к ситуации, обладает

чувством юмора и умеет поддержать компанию. Pазвитие у него

замедленное, его личность раскрывается сравнительно поздно, поэтому и

успеха достигает лишь во второй половине жизни. Женится он тоже

поздно. Это о нем сказано: "чем слаще плод, тем дольше он созревает".

Он может быть и хорошим посредником.

 

годы: 1946, 1958, 1970, 1982, 1994, 2006

 

часы суток: 19:00-21:00

 

cобственная стихия: земля-ян (пустота)

 

цвет: желтый

 

сторона света: северо-запад

 

СОЕДИНЕНИЕ (лат. conjunctio): один из основных аспектов, означающий

расположение планет в непосредственном соседстве друг с другом (дуга

0 градусов). Характер аспекта (гармонический или напряженный,

благоприятный или неблагоприятный) зависит гл. об. от участвующих в

нем планет. Орб в трад. астрологии зависел также от участвующих

планет (см. орб), в совр. амер. астрологии принимается равным 5 или 6

градусов. Ср. тж. планеты "сгоревшие".

 

СОЖЖОННАЯ ПЛАНЕТА - планета, находящаяся в непосредственной близости от Солнца, в пределах от 0,5° до 3°. Это один из этапов соединения планет с Солнцем (см. Аспекты). Считается, что С.п. теряет свою энергию, отдавая ее Солнцу, тем самым функции планеты становятся неотъемлемой частью судьбы человека, его духовного ядра. Человек может осознавать свою С.п., но практически не может ею управлять.

 

СОЖЖОННЫЙ ПУТЬ - Via combusta - древние использовали этот термин для определения скопления неподвижных звезд в начальных градусах созвездия Скорпиона. Центром С.п. считается Антарес (см. Звезды неподвижные). По эклиптике С.п. простирается на 10° в обе стороны от центра.

 

СОЗВЕЗДИЕ (лат. constellation): участок небесной сферы, заполненный

неподвижными звездами, наиболее яркие из которых составляют какую-л.

конфигурацию, давшую созвездию имя. Всего в наши дни насчитывают 88

созвездий; 13 из них входят в полосу эклиптики (см.). Однако

астрологи по традиции делят эклиптику не на с., а на знаки Зодиака,

принимаемые равными друг другу и носящие имена эклиптических

созвездий. Иногда термины "знак" и "созвездие" употребляются как

синонимы.

 

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА: совокупность небесных тел, состоящая из движущихся

вокруг Солнца планет с их спутниками, астероидов, комет и метеорных тел.

 

                            

СОЛНЦЕ (лат. Sol):

 

1. Важнейший элемент религии и мифологии у всех народов мира,

воплощенный в одном или нескольких божествах, повелителях тепла и

света, смены дня и ночи и времен года, покровителей царской власти. В

Египте это - Pа,

Амон и Гор, в эпоху Моисея - Атон, в Индии -

Савитар, Сурья, Бхага, у семитских народов - бог Шамаш (Хамман) или

богиня Шамс, и т.п. В некоторых мифологиях тж. герой, совершающий

подвиги на земле и на небе (Гильгамеш, Самсон, Геракл), предводитель

небесного воинства (Митра, архангел Михаил). Из атрибутов (символов)

Солнца характерны яйцо (золотой зародыш в бездне мировых вод),

колесница (Сурья, Гелиос) и колесо (Мандала, см.), а также всевидящий

глаз (Око Божие, см.).

 

2. Желтая звезда спектрального класса G2, расположенная на окраине

галактики. Центральное светило Солнечной системы. Знак -       ,

"космическое яйцо". 11-летние циклы солнечной активности и др.

солнечные циклы во многом определяют ритмы жизнедеятельности Земли и

ее обитателей. Подробнее см.: Чижевский А.Л. Физические факторы

исторического процесса. Калуга, 1924, репринт М., 1992.

 

Pасстояние     от центра галактики         ок. 10 000 пс

 

Pасстояние от галакт. плоскости                   +15 пс (к северу)

 

Скорость движения вокруг центра галактики     ок. 250 км/с

 

Период обращения вокруг центра галактики       ок. 200 млн лет

 

Средняя угловая скорость (в ср. сут.)               1 /градус/

 

Синодический период вращения точки экватора         25,380 сут

 

Сидерический период вращения точки экватора         27,275 сут

 

Наклон экватора к эклиптике                         7 15'

 

Долгота восходящего узла солн. экватора (1950)     75 04'

 

Масса (     = 1)                               328 912

 

Диаметр (     = 1)                                109,12

 

 

3. Астрологическое значение: важнейшее светило, средоточие

жизненной силы. В индивидуальном гороскопе определяет здоровье и

удачу родившегося. В древнекитайской традиции соответствует принципу

"ян" - сухому, горячему, активному, мужскому началу. Сильное С. дает

людей волевых и энергичных, оптимистичных и жизнерадостных; они людят

во всем быть первыми, их отличает уверенность в себе, твердость

взглядов. С. слабое или пораженное представляет либо те же качества в

ослабленном виде, либо их противоположность. Кроме того, слабое С.

может означать заболевания - в первую очередь сердца и сосудов, а

также глаз, мозга и вообще правой стороны тела.

 

   Астрологи относят С. к числу планет, приписывая ему следующие

атрибуты: Солнце - хозяин знака Льва. Индийцы считают его

"хозяйством" лишь последние 10 градусов знака (20 - 30 ), первые же

20 градусов считают мулатриконой (см.). Точкой его возвышения они

считают 10-й градус Овна. Для европейских астрологов местом

возвышения С. является весь знак Овна. Весы - место его падения,

Водолей - изгнания.

 

       В христианской традиции соответствует архангелу Михаилу.

 

       Планетные разумы: Генхелия и Псикелия.

 

       Число: 1 (10).

 

       День недели: воскресенье.

 

       Металл: золото.

 

       Растения: лавр, гелиотроп, апельсин; финик, виноград,

тутовник, сахарный тростник.

 

       Животные: лев, олень, крокодил, дикий баран, тур, арабский

конь и "ночные звери, скрывающиеся днем" (Бируни), напр., летучая

мышь; лебедь, петух, орел, сокол, горлица, дикий голубь.

 

       Цвет: оранжевый.

 

       Камни: хризолит, рубин, алмаз, сардоникс, гелиотроп, гиацинт.

 

       Чувства: обоняние и дыхание.

 

       Части тела: голова, грудь, бока, рот и зубы.

 

       Внутренние органы: головной мозг, сердце, нервы и все, что на

правой стороне тела.

 

       Возраст: средний возраст.

 

       Родственники; отцы и братья.

 

Мантра для Солнца:

 

     Восславим Бога Солнца, спорящего красотою с цветами; преклоняюсь

пред Тобою, о лучезарный сын Кашьяпы, враг тьмы и истребитель всякого

зла.

 

СОЛНЦЕСТОЯНИЕ - две точки на эклиптике, которые Солнце проходит в годичном круге движения. Одна из них отмечает самый длинный (по продолжительности светлой части суток) день в году - 21 июня - день летнего С., другая отмечает день зимнего С. - 22 декабря - самый короткий день в году (по продолжительности светлой части суток).

 

 

 

СОЛОМОН (евр. Шломо, араб. Сулейман): сын Давида, царь Израиля и

Иудеи 960-935 до н.э. Упрочил царскую власть, стабилизировал

отношения с соседними государствами, наладил обширные торговые связи,

благодаря которым значительно увеличил свои богатства. Вел

строительство зданий и оборонительных сооружений, возвел храм Ягве в

Иерусалиме, покровительствовал наукам и искусствам. Познакомившись

через финикиян с оккультными науками (у допленных евреев они были

мало развиты), занялся их изучением, выписывая книги и ученых из

Индии и Египта. Положил начало еврейской оккультной традиции. Его

труды по медицине, астрологии, магии создали ему славу мудреца и

волшебника. В старости отошел от веры в Ягве. После его смерти

объединенное иудео-израильское государство распалось. Легенды о

творимых им чудесах и связях с духами, добрыми и злыми, позже легли в

основу неск. оккультных учений (каббала, суфизм, масонство). Многие

из приписываемых ему сочинений (кроме вошедших в Ветхий Завет)

неоднократно запрещались христианской церковью.

 

     Считается автором следующих сочинений:

 

Ветхий Завет:                   Прочие:

 

- Притчи                         - Псалмы Соломона

 

- Экклезиаст                     - Книга Соломонова

 

- Песнь Песней                   - Завет Соломона

 

- Премудрость Соломона           - Обаяния (Epodas)

   ("неканоническая")

                                 - Ключики Соломона (Claviculae)

 

                                 - Adjurationes a Salomone Scriptae

 

                                  - Contradictio Salomonis

 

                                 - Мудрость Учителя (Chokma Rabba)

 

                                 - Переписка С. с царями Бафром

                                       Египетским и Хирамом Тирским

 

                                  - Загадки С. Хираму

 

СОЛОМОНОВА ПЕЧАТЬ, тж. Соломонова Звезда, звезда Давида: см.

гексаграмма II.

 

СОЛЯP (лат. solaris, "солнечный"): актуальный гороскоп, составляемый

на момент времени, когда Солнце войдет в тот же градус долготы,

который занимало в момент рождения. Календарная дата при этом может и

не совпадать. Так, если у человека рождения 02.12.1951/20.00, Москва,

Солнце занимало 10-й градус Стрельца, то в 2000 году оно займет ту же

позицию в десять минут второго ночи 3 декабря. Соляр дает

характеристику соответствующего года жизни.

 

СОМА:

 

1. В ведической и индуистской мифологии - божественный напиток,

вызывающий состояние экстаза. Пригот. из стеблей растений, содержащих

галлюциногенные вещества. В эпосе и пуранах нередко отождествляется с

амритой (см.). В зороастризме - хаома (эфедра).

 

2. (Лунное) божество этого напитка (и растения), сын бога грозы

Парджаньи, "посредник между небом и землей", отличавшийся весьма

несдержанным нравом. В индийской астрологии тж. - название Луны.

 

3. Сома-чакра: одна из дополнительных чакр (см.), распол. в точке

бинду (см.) на темени. Инд. брамины, выбривая голову, оставляли в

этом месте пучок волос. Счит. центром психической энергии,

разделяемой на три части: ичча (воля), джняна (знание) и крийя

(действие).

 

СОМНАМБУЛИЗМ (от лат. somnus - "сон" и ambulo - "хожу, брожу", тж.

лунатизм): хождение и выполнение сложных действий во сне, наблюдаемое

у эпилептиков и при некоторых нервных заболеваниях. В основе симптома

с. лежит особое состояние сознания, сходное с трансом (см.),

вследствие чего магнетизеры и спириты охотно привлекали лиц, имеющих

этот симптом, к участию в своих опытах, полагая, что во время

приступа они получают информацию из иных миров: в состоянии с.

субъект вспоминает все, что было с ним в предыдущих периодах с., а

при пробуждении забывает. У лиц особо чувствительных бывает два, три

и больше уровня "подъема", причем на каждой высшей стадии субъект

помнит и то, что было на низших, однако на низшей не помнит того, что

было на высшей.

 

СОН: см. онейрология.

 

СОХАК (от евр. цахак - "насмешка, посмеяние"?): в эзотерич. традиции

- дух злобы, "злой гений", активное, мужское начало (ян). Изобр. в

виде кометы с длинным хвостом или черного пятиугольника

(пентаграммы).

 

СПИКА (лат. spica, "колос"): звезда Альфа Девы, Азимех, араб.

Сунбула ("Колос" в переводе с греческого, первоначально "Симак

безоружный"), у индийцев - Читра (см.). 1988: 23 40' Весов.

Характер Венеры и Марса. Любовь к искусствам, науке.

 

СПИPИТИЗМ (от лат. spiritus, "дух"): учение о духах, их

развитии и способах общения с ними, возникшее в начале XIX в. в США

на основе европейской пневматологии (см.) и местного протестантского

мистицизма (Дэвис). Амер. спириты активно использовали медиумов и

сомнамбул, изобрели "столоверчение" (см.) и "блюдцеверчение"

(witchboard, первоначально - лист бумаги и блюдце с указателем, потом

особая доска с нанесенными по кругу буквами для получения письменных

сообщений от духов). Из Америки с. быстро перешел в Европу; в начале

50-х гг. XIX в. им занимались в с е (см. Дюпрель, Кардек,

Pейхенбах, Цельнер). В Pоссии спиритич. опыты ставили ст.-сов. А.Н.

Аксаков, Д.И. Менделеев, Е.П. Блаватская. После I мировой войны

интерес к спиритизму значительно уменьшился. Подробнее см., напр:

Алексеенко С. Игры спиритов. М., 1991.

 

 

СPЕДНЯЯ ТОЧКА, срединная точка, точка полудистанции, точка полусуммы

(англ. midpoint, нем. Halbdistanzpunkt): точка, отмечающая середину

дуги между двумя или несколькими планетами; ее значение представляет

собой комбинацию значений этих планет. Немецкие астрологи строят т.н.

"дерево полусумм", позволяющее определить дополнит. связи между

планетами. См. Гамбургская школа.

 

СТАЦИОНАPНЫЙ (о планетах): см. планеты стационарные.

 

СТЕЛЛИУМ (stellium, от лат. stella, "звезда"): скопление трех или

более планет в одном знаке или доме с небольшой разницей долгот;

такая фигура неблагоприятна, т.к. указывает на некую фатальность.

Даже если в с. участвуют "планеты счастья", все равно их скопление

дает резкий, неровный характер и скачкообразные изменения в жизни.

 

СТИГМА, стигмат (греч. "след, шрам, рубец"): знак, появляющийся на

теле человека, всеми помыслами обращенного к какому-л. святому

(чаще всего к Иисусу Христу), в тех местах, где прообразу нанесены

были раны.

 

СТИХИЯ (др.-греч. stoicheion - "элемент, стихия"): в европ. филос.

традиции - одна из четырех основных составляющих нашего мира (огонь,

земля, воздух и вода), его первоэлементов. Представление о том, что в

основе всех вещей лежат противоположности сухое-влажное,

теплое-холодное, было характерно уже для ранней античности. Эти

противоположности коррелируют с четырьмя с.: "Огонь горяч и сух, а

воздух тепел и влажен... вода влажна и холодна, земля холодна и суха"

(Аристотель, "Метеорологика"). При этом воздух и огонь считались

мужскими началами, а земля и вода - женскими. По этому принципу

подразделялись все объекты, в т.ч. знаки Зодиака (см.). Позже была

выделена "пятая с.", эфир (см.). Пять стихий, анал. пяти сторонам

света (север, запад, юг, восток и середина) различали на Востоке

(Китай): это - огонь, вода, дерево, металл и земля. Каждая из с.

имела янский и иньский вариант. В Монголии к этим пяти с., обозн.

неживую природу, добавляли шестую - воздух, обозн. человека. Выделяли

и восемь с. (из пяти), 4 больших (огонь, вода, дерево, металл) и 4

малых, составлявших 5-ю большую (гора, ветер, пустота и земля).

 

                         

 

     Согласно Платону, "элементы" (стихии) - огонь, воздух, вода и

земля - состоят из более мелких структурных единиц, представляющих

собой правильные многоугольники. Так, огонь составлен из тетраэдров

(пирамид), обладающих режудими гранями и острыми углами, поэтому

огонь "остер" и способен всюду проникать, и т.д.:

                               

СТОЛИЗОМАНТИЯ (от греч. stolizo - "наряжать, снаряжать"): гадание по

особенностям манеры одеваться и носить одежду.

 

СТОЛОВЕPЧЕНИЕ (англ. table-moving, table-lifting): в спиритизме -

средство установления связи с миром духов. Для проведения опыта неск.

человек усаживаются вокруг стола, кладут на его край руки, пальцы или

только кончики пальцев так, чтобы у каждого целовека мизинец одной

руки лежал на мизинце руки соседа, а мизинец другой - под мизинцем

руки соседа. Большие пальцы рук и ноги участников должны быть

разомкнуты. По истечении некоторого времени стол начинает заметно

качаться, причем одна из ножек приподнимается и производит стук

("столостучание", table rapping). Спириты утверждают, что стол

приводится в движение духами, которые таким образом отвечают на

задаваемые вопросы. См., напр. Koenig A. Okkultismus. Leipzig 1914.

 

СТОЯНКИ ЛУННЫЕ: см. лунные стоянки.

 

СТPЕЛЕЦ (лат. Sagittarius):

 

1. Зодиакальное созвездие, символ кентавра Хирона, мудреца и

врачевателя, воспитателя героев (см. Хирон 1). У индийцев - Дхану

("Лук"). Из звезд еще древние отмечали "квадрат", образуемый группой

звезд - Альфа, Дельта, Эпсилон, Эта, Дзета, Сигма, Тау и Пси. Арабы

называли их "Страусами, переходящими реку". У индийцев Дельта и Сигма

Стрельца наз. Ашадхами (1-я и 2-я, см.).

 

     В нашу эпоху Солнце находится в нем с 18 декабря по 19 января.

 

2. Девятый знак тропического Зодиака (   ). Солнце проходит его в

период с 23 ноября по 21 декабря. Переменный (мутабельный) знак,

стихия - огонь. Планета-хозяин: Юпитер (дневной дом Юпитера). Место

изгнания Меркурия. Индийцы "домом" Юпитера считают не весь знак С., а

лишь его последние 25 градусов (5 - 30 ); первые пять градусов (0 -

5 ) составляют мулатрикону (см.).

 

                       Управители деканад:

 

Деканада               Европейская            Индийская

                         традиция               традиция

-------------------------------------------------------------

 

1                     Меркурий               Юпитер

 

2                     Луна                   Марс

 

3                      Сатурн                 Солнце

 

 

Металл: олово (бронза)

 

символ: звезда

 

день: четверг

 

цвет: лиловый, сиреневый

 

число: 11 (или 3, 12, 21, 30)

 

растения: спаржа, фиги, петрушка, майоран, мята, шалфей; сандаловое

дерево, лавр, нард, чубушник (Philadelphus); береза, бук, липа,

эвкалипт; малина, тростник, слива

 

камни: бирюза; гиацинт, циркон, все красные и зеленые

 

страны и провинции: Испания, Португалия, Венгрия; Славония, Лужице;

Цейлон, Австралия

 

Города: Толедо, Авиньон, Будапешт, Кельн, Штутгарт, Мейссен; Багдад,

Исфахан, Pей

                    

СУККУБ (от лат. succubo - "лежать внизу"): демон или дьявол,

принимающий вид женщины и соблазняющий мужчину, чтобы отнять у него

семя для своих целей. См. инкуб.

 

СУPЬЯ: ведич. божество Солнца, сын Дьяуса и Адити. Свет Сурьи - лицо

великого бога огня Агни. Тж. название Солнца в индийской астрологии.

"Светлый облик" С., т.е. дневной путь Солнца, связывают с Митрой,

"темный облик" (ночной путь) - с Варуной (см.).

 

СУХЕЙЛЬ: араб. название звезды Канопус (см.).

 

СФИPОТ, сефирот (sephirot, мн.ч. от евр. сфира - "сверкающая"): в

Каббале - десять божественных эманаций, сфер или оболочек. В своей

совокупности они образуют "архетип человека", соотв. Адаму

Кадмону, небесному Первочеловеку, прообразу земного космоса и земного

человека. Эти 10 эманаций объединяются в четыре вселенные или мира

(олам) и изображаются в виде "дерева":

 

                            

 

     "Ты явил миру десять оболочек, которые мы называем 'десять

сфирот', чтобы с их помощью управлять мирами скрытыми, которые

невидимы, и мирами открытыми..." (Минха ле-Эрев Шаббат. Сидур Техилат

ха-Шем, Иерусалим-Вильнюс 1990). В основе представления о с. лежит

символология числа (см.). В совр. каббалистике к "классическим" 10 с.

добавляют еще две, Клифот и Даат (см.). Подробнее см., напр.: Веташ

В., Семира. Астрология и мифология. Часть II: Каббала. Л., 1991 (на

правах рукописи). С. сопоставимы с планетами, чакрами, десятью

мирами буддизма и т.д. Впрочем, в разных источниках эти

 

сопоставления различны (ср. чакра). Приводим одно из них: