А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

                                                                      Д

 

 

 

ДАБИХ (Dabih, от араб. дабиха - "овца, которую режут"): звезда Бета

Козерога. 1988: 4 0' Водолея. Характер Венеры и Юпитера, но не совсем

благоприятный, т.к. дает склонность к меланхолии.

 

ДАСЫ: планетные периоды (см.) в индийской астрологии. Систем

расчета д. существует несколько; приведем одну из них, наз.

Вимшоттари д. Даса - это период жизни, проходящий под управлением

определенной планеты. Человек может родиться в начале, в середине

или в конце одной из 9 дас, после чего они будут сменять друг друга

всю его жизнь в неизменном порядке:

 

               Солнце          6 лет

 

               Луна           10 лет

 

               Марс           7 лет

 

               Pаху           18 лет

 

               Юпитер         16 лет

 

               Сатурн         19 лет

 

               Меркурий       17 лет

 

               Кету           7 лет

 

               Венера         20 лет

 

     Дасы подразделяются на более короткие периоды - бхукти. Каждая

даса состоит из 9 бхукти. Первая бхукти управляется той же планетой,

что и вся даса, далее планеты-управители бхукти сменяют друг друга в

том же порядке. Соооветственно длине дасы длительность бхукти может

быть различна - от 6 мес. до 3 лет. Индивидуальная "точка начала

отсчета" рассчитывается по специальным таблицам (одна из них

приводится в конце книги). Подробнее о расчете и значении дас и

бхукти см.: Braha, James T. Ancient Hindu Astrology for the Modern

Western Astrologer. Miami 1986.

 

ДВЕНАДЦАТЕРИЧНАЯ ТЕНЬ (лат. duodecatemorium): особая точка,

рассчитываемая по несложной формуле и используемая при расчете

прогрессий и дирекций. Пусть Сатурн находится в 26 13' 06" Девы.

Расчет:

 

   1) долгота планеты умножается на 12:

 

               26 х 12 = 312

 

               13' x 12 = 156'

 

                 6" x 12 = 72"

 

-----------------------------------------------------------------

 

   = 312 156' 72" или 314 37' 12";

 

 

   2) произведение делится на 30 (получаем число знаков):

 

     315 37' 12" : 30 = 10 целых (знаков) + 14 37' 12" в остатке;

 

 

   3) таким образом, двенадцатеричная тень попадает в знак, 11-й от

Девы (принимая Деву за 1-1 знак, 1 + 1- = 11), т.е. Рак.

 

     Остаток от деления составляет долготу д.т.: 14 37' 12" Рака.

 

 

ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ: мистический смысл придавался числу 12

еще в глубокой древности. У народов Востока оно олицетворяло прежде

всего годичный путь Солнца по небосводу (см. Зодиак, Солнце).

Положение Солнца относительно знаков Зодиака и изменение

продолжительности дня и ночи в течение года легли в основу

представления древних евреев о том, что на небе имеется 12 врат,

через которые поочередно входит и выходит Солнце (апокр. Книга Еноха,

гл. 72 - 82). Позже толкование числа 12 усложнилось: его стали

объяснять как произведение сомножителей 3 и 4, где 3 - треугольник,

"число Бога", символ мира горнего (ср. тернер), а 4 - квадрат,

"земное число", символ человеческого мира с его четырьмя стихиями,

временами года и т.п. (ср. кватернер; муладхара). Таким образом

получило свое "естественное" объяснение и число древнееврейских

племен, "колен Израилевых" сыновей патриарха Иакова, а также

каноническое число т.н. "малых пророков", книги которых вошли в

Ветхий Завет. Свое вполне логичное продолжение эта традиция нашла у

ранних христиан, для которых число учеников Иисуса также не могло

быть никаким иным (см. Апостолы). В этой связи интересна

интерпретация числа 13 как "числа дьявола": введение Матфия в число

апостолов объяснялось не столько необходимостью дополнить это число

до 12 после гибели Иуды, сколько представлением о деяниях самого Иуды

как "тринадцатого" апостола, сыгравшего свою предательскую роль в

результате происков дьявола. "Тринадцатое колено" было и у древних

евреев, но они решили эту проблему по-своему, сочтя Манассию не

сыном, а внуком Иакова и родоначальником особого "полуколена". В

нижеприведенной схеме Дан и Манассия оба отнесены к Весам.

 

       знак           патриархи               пророки

 

-------------------------------------------------------------------

 

       Овен           Рувим                   Осия

 

       Телец           Гад                     Иоиль

 

       Близнецы       Левий                   Амос

 

       Рак             Завулон                 Авдий

 

       Лев             Иосиф                   Иона

 

       Дева           Симеон                 Михей

 

       Весы           Дан, Манассия           Наум

 

       Скорпион       Вениамин               Аввакум

 

       Стрелец         Иуда                   Софония

 

       Козерог         Иссахар                Аггей

 

       Водолей         Ассир                   Захария

 

       Рыбы           Неффалим               Малахия

 

 

 

ДЕВА (лат. Virgo):

 

1. Зодиакальное созвездие, связанное у древних греков со

хтонической богиней плодородия и земледелия Деметрой (у римлян -

Церерой). В буквальном переводе Деметра (De Meter) значит

"Мать-Земля". Ее считали также матерью Персефоны (Прозерпины),

похищенной Аидом (Плутоном) и унесенной в подземное царство. У арабов

- "Колос", у индийцев - "Девушка" (Канья, см.). В христианской

традиции ассоциируется с Девой Марией. Недаром зодиакальная Дева

счит. покровительницей Парижа, известного своим собором Парижской

Богоматери. Самая яркая звезда - Альфа Девы, Спика (см.). Звезду

Эпсилон Девы наз. "Виноградарица" (Виндемиатрикс, см.).

 

     В нашу эпоху Солнце находится в нем с 17 сентября по 31 октября.

 

   2. Шестой знак тропического Зодиака (   ). Солнце проходит его в

период с 24 августа по 23 сентября. Переменный (мутабельный) знак,

стихия - земля. Планета-хозяин: Меркурий (дневной дом Меркурия).

Место падения Юпитера и Нептуна. Венера здесь в изгнании. Индийцы

"домом" Меркурия счит. не весь знак Девы, а лишь его последние 10

градусов (20 - 30 ); первые 20 градусов (0 - 20 ) наз. "высшей

третью" (мулатрикона, см.).

 

Управители деканад:

 

Деканада               Европейская             Индийская

                         традиция               традиция

-------------------------------------------------------------

 

1                     Солнце                 Меркурий

 

2                     Венера                 Сатурн

 

3                     Меркурий               Венера

 

 

Металл: ртуть

 

символ: черный дрозд (Turdus merula)

 

день: среда

 

цвет: серый

 

число: 10 (или 5, 14, 23, 32)

 

растения: лаванда, вербена, валериана, можжевельник; рожь, пшеница,

цикорий, ревень, лесной орех, тысячелистник (Achillea millefolium)

 

камни: cапфир (желтый), яшма, агат; изумруд, хрусталь, гранаты

 

страны и провинции: Андалусия, Силезия, Хорватия, Эльзас; Крит,

Месопотамия, Курдистан; Новая Англия, Вирджиния, Бразилия

 

города: Берлин, Париж, Рига

 

 

 

ДЕКАНАДЫ, тж. деканаты, деканы (от греч. deka - "десять"): каждый

знак Зодиака включает в себя 30 и может быть поделен на три части по

10 в каждой. Эти части и называются д. По традиции каждая д.

подчиняется определенной планете, а иногда (в старинных астрол.

трудах) - и определенному демону. Попав в "свою" деканаду,

планета усиливает свое влияние, хотя и не в такой мере, как в

позиции возвышения или в собственном доме. Занимая д.

"дружественной" или "враждебной" планеты, она меняет свое влияние

соответственно этому. Планету-хозяина д. иногда наз. сигнификатором.

 

          

ДЕМОН (др.-греч. daimon/as/), демоны:

 

1. В мифологическом сознании (у народов на ранних стадиях развития)

- "души" предметов, непознаваемые силы, которые могут быть добрыми

или злыми, присутствующие в каждом явлении или вещи, духи огня и

воды, камней и деревьев (ср. дух 3), включая представление о

Вселенной как о пространстве, заполненном подобными д. (Фалес). Позже

- существа, занимающие промежуточное положение между богами и людьми

(Веды, Авеста, Ксенократ) потом - даймонион, внутренний голос,

совесть как неизменный спутник каждого человека (Сократ).

 

2. В религиозном сознании, особ. в христианской мистике - существа,

противоположные ангелам, по происхождению часто сами бывшие ангелы

или языческие боги, обычно злые и равнодушные к человеку, хотя

иногда и способные творить добро или подчиняться воле мага (см. дух

5). Развитие демонологии с одной стороны и увлечение каббалистикой -

с другой привели к разработке иерархии и специализации д. (ср.

Люцифер и Вельзевул, бесы и бесенята, инкубы, суккубы); византийские

богословы подразделяли д., например, на следующие 4 категории:

 

       - богоподобные (theodaimones), ср. Сатана;

 

       - человекоподобные (anthropodaimones), ср. леший;

 

       - звероподобные (zoodaimones), ср. Дахака;

 

       - растениеподобные (phitodaimones), см. фитопсихология.

 

 

3. В философском и оккультном понимании - чистые сущности,

воплощенные в абстрактной форме, "мыслесилы", бестелесные, но

способные совершать действия - ср. "демоны рынка", "демоны театра" и

др. у Френсиса Бэкона, "демон Максвелла" и т.п.

 

ДЕМОНОЛОГИЯ: учение о демонах, вампирах, оборотнях и пр. "слугах

дьявола", включающее их классификацию, описание их приемов действия и

способов борьбы с ними, распростр. в Средние века. См., напр.:

Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М., 1990.

 

ДЕМОНОМАНТИЯ: древнее гадание с помощью демонов. Гадатель либо вызывал

демона с помощью приемов черной магии, либо произносил или писал

имя демона, выбирая его с помощью одного из способов, описанных,

напр., в кн.: Леманн, А. Иллюстрированная история суеверий и

волшебства. М., 1900, переизд. Киев, 1991. После этого демон в той

или иной форме давал ответ на задаваемый вопрос. В Средние века это

гадание, резко осуждаемое церковью, было постепенно забыто; лишь в

XVIII-XIX в. оно возродилось в новой форме, см. пневматология,

спиритизм.

 

 

ДЕНЕБ (искаж. араб. "Хвост"): название неск. неподвижных звезд:

 

1. Денеб (Deneb Adige, искаж. араб. занаб даджаджа, "Хвост Птицы"):

Альфа Лебедя, 1988: 5 45' Рыб. По характеру анал. Венере и Меркурию,

озн. пытливый ум, любознательность.

 

2. Денеб Альгеди (Deneb Algiedi, "Хвост Козерога"): Дельта

Козерога. 1988: 22 55' Водолея. Характер Сатурна и Юпитера.

Означает переменчивую судьбу, счит. опасной для здоровья и жизни.

 

3. Денеб Окаб (Deneb Okab, "Хвост Орла"): Дзета Орла. 1988: 19 40'

Козерога. Характер Марса и Юпитера, т.е. стремление к власти или

обладание ею.

 

4. Денеб Кейтос (Deneb Kaitos, "Хвост Кита", Cauda Ceti, у арабов

тж. Дифда - "Лягушка"): Бета Кита. 1988: 2 25' Овна. Характер

Сатурна. Озн. врожденные или вообще длительные физические или

нервные заболевания.

 

ДЕНЕБОЛА (Denebola): звезда Бета Льва, Хвост Льва (Cauda Leonis), у

индийцев - 2-я Фалгуни (см.), у арабов - "Поворот" (12-я лунная

стоянка). 1988: 21 31' Девы. Характер Урана и Меркурия. Озн.

несчастья, неудачи.

 

ДЕССЕНДАНТ, десцендент (лат. /gradus/ descendens): в астрологии -

нисходящий градус, самая западная точка индивидуального гороскопа,

острие (начало) VII дома, "дома партнера". Характеризует восприятие

человеком других, его "не-Я". Обозначается DS или Dsc. Противоположен

ассенданту (см.); разница в долготе AS и DS составляет 180 градусов.

 Так называется вершина VII дома, точка противоположная Aсценденту.

 

 

ДЕКАДА - 1) десяток чего-либо; 2) или деканат - подразделение знаков Зодиака равное 10°. В каждом знаке три Д. Каждая Д. каждого знака имеет управителя (см. Зодиак) и гения (там же).

 

ДИРЕКЦИЯ (лат. directio, араб. тасйир): метод предсказательной

астрологии, в котором натальная космограмма накладывается сама на

себя и вращается против частвой стрелки. При этом один год жизни

принимается равным 59'8" дуги (система Сефариэля). За главную

движущуюся точку принимается Солнце, ассендант или меридиан (мажорные

дирекции). Места встречи движущейся точки с планетами, куспидами и

др. точками натальной карты счит. показателями жизненных событий.

Дирекции могут отсчитываться не только по эклиптике, но и по

экватору; тогда один год принимается равным одному градусу. При

расчетах по эклиптике за один год принимают и 1/12 часть каждого

знака (система Картера). За соответствие 1 году жизни принимают и

суточное движение Луны - 13 10' (минорные дирекции).

 

ДИСПОЗИЦИЯ (лат. dispositio): "прием" какой-л. планетой одного из

светил (Солнца, Луны) у себя в "доме" - в знаке, где она является

хозяином. Планета-хозяин при этом сама в своем доме находиться не

обязана. Такая планета наз. диспозитором. Отношения диспозиции не

возникают между двумя обычными планетами. В качестве "платы за

постой" Солнце и Луна отдают планете-диспозитору часть своей энергии,

усиливая ее влияние. Ср. рецепция.

 

 ДИСПОЗИТОР - планета, управляющая знаком, в котором расположена вершина дома и планеты. Например, диспозитор VII дома; диспозитор Марса в Тельце - Венера.

 

 

ДИФДА (Diphda): звезда Бета Кита, см. Денеб Кейтос.

 

ДОЛГОТА (лат. longitudo):

 

1. долгота географическая: величина, показывающая положение точки

на земной поверхности по отношению к т.н. нулевому (Гринвичскому)

меридиану и измеряемая в градусах.

 

2. долгота астрономическая: угол в градусах, измеряемый по

эклиптике, важнейшая из астрологических координат. Д. может быть

абсолютной (0 - 360 ), откладываемой в направлении годичного

движения Солнца до т.н. круга широты небесного тела непосредственно

от точки весеннего равноденствия ( ), и относительной (0 - 30 ),

отсчитываемой от начала каждого знака.

 

ДОМ: . (лат. domus caelestis, санскр. бхава): один из секторов

небесного круга (и карты рождения), рассчитываемых особым способом и

соответствующих определенным сферам человеческой жизни и

деятельности.Дома так же, как и знаки Зодиака представляют собой принцип 12-иричного деления круга. В отличии от знаков Зодиака, Д. отражают вращение Земли вокруг своей оси. За начало отсчета домов могут приниматься различные точки в карте: Асцендент, положение Солнца, Луны и т.д. В современной астрологической практике используется около 36 основных систем домов, наиболее распространенными из которых являются системы Коха, Плацидуса и различные системы равных домов. Первые две системы сходятся в расчете точек Asc и MC, различия составляют методы расчета других домов. Основные равнодомные системы в европейской астрологической традиции также используют, как правило, расчет Asc или MC и от них откладываются 12 равных секторов. Существуют системы, например, Брахмагупты (см.), которая принципиально отличается от системы построения, принятой в европейской школе. В каждом из случаев домов существуют свои особенности их интерпретации.

Способов расчета д. (систем д.) существует много; они наз. по именам изобретателей или по тому принципу, который лежит в основе расчета: д. по Кампанусу, Порфирию, Региомонтану (отсчитываемые от ассенданта, см.), солнечные, лунные (отсчитываемые от Солнца или Луны) и т.д. В западной литературе дома, рассчитываемые от AS, иногда наз. мунданными домами (от лат. mundus, "мир"), т.к. по ним определяется поведение человека "в мире", его взаимоотношения с внешней средой. В Европе чаще пользуются системой Коха, в США и России - Плацидуса; в Индии пользуются равнодомными системами.

Большинство систем насчитывает 12 д., но их может быть больше (20, Китай) или меньше (8, США, см. октотопос). Расчет производится по специальным формулам или таблицам. Подробнее см., напр.: Девор Н.

Астрологическая энциклопедия. Б.г., б.д.; Кефер Я. Практическая астрология. М., 1991; Шестопалов С.В. Методические рекомендации по 1-му курсу астрологии. Л., 1990.

 

     Могут объединяться в группы, напр.:

 

       I, IV, VII, X - дома детства,

       II, V, VIII, XI - дома взрослости,

       III, VI, IX, XII - дома старости,

или:

       I, IV, VII, X - угловые дома (англ. angular houses),

       II, V, VIII, XI - примыкающие дома (англ. succedent houses),

       III, VI, IX, XII - падающие дома (англ. cadent houses).

  

Традиционным 12 домам присваивается следующее значение:

 

             Первый Д. (I дом). Его началом является Асцендент. Говорит об отношении индивидуума к своей жизни, о реакции на окружающую среду. Показывает внешность и личные качества человека. Символически, I д. подобен знаку Овна.

  Второй д. (II дом). Связан с материальными средствами, которые нужны человеку для жизни. Указывает на самые сильные желания, наследственность и социальное окружение, на финансовое состояние, на способность зарабатывать и тратить деньги.

  Третий д. (III дом). Интеллектуальные способности, способность осознавать себя и создавать свою судьбу в социальном плане. Рациональный ум и способность к обучению (начальное и среднее образование). Отношение человека к поездкам и взаимоотношения с братьями, соседями, сотрудниками. Показывает так же реакцию на окружающий мир; особенности памяти.

  Четвертый д. (IV дом). Показывает условия жизни, которые мы сами себе создаем и которые можем менять. Это собственный дом человека, состояние в доме. Это место, где мы накапливаем вещи. Д. характеризует эмоциональность, внутренний мир человека. Указывает на родину (семью) и взаимоотношения с ней. А также характер последнего пристанища человека.

  Пятый д. (V дом). Указывает на характер самовыражения человека, его отношение к детям, как на духовное и физическое самопродолжение. Это так же сфера, в которой человек может проявить свой талант; склонность к искусству. Характер эмоциональных привязанностей. Отношение к риску, к тратам.

  Шестой д. (VI дом). Указывает на состояние здоровья человека, сферу его служения; взаимоотношения с начальниками и подчиненными, а также на взаимоотношения с дядями и тетями. По этому дому смотрится характер диеты, которой необходимо придерживаться человеку, стиль и манеру одеваться.

  Седьмой д. (VII дом). Указывает на характер и форму проявления во всех видах отношений в обществе. Говорит о реакции окружающих людей на данного человека. Описывает тип партнерства в браке. Вместе с тем, показывает отношение человека к Закону, характер его договорных отношений, сделок, общественной работы.

  Восьмой д. (VIII дом). Показывает через что, как человек может освободиться от личностных самоограничений, действуя через взаимообмен с людьми. Это Д.Смерти, т.е. Трансформации и Освобождения. VIII д. позволяет увидеть, что человек должен пройти (кризисы, лечение) для расширения своего сознания. Это также отношения к заемным средствам, страховками, завещаниями, наследством.

  Девятый д. (IX дом). Показывает способность к абстрактному мышлению, интуицию. Поэтому этот д. связан с высшим образованием, знанием, философией, мировоззрением. IX д. указывает на дальние путешествия и касается внуков, сводных братьев и сестер.

  Десятый д. (X дом). Началом этого д. является МС - "Середина Неба". Прежде всего, д. задает всю взаимосвязь человека в социальной среде: его отношения с начальниками и работодателями, отражает профессиональную и деловую жизнь, общественную репутацию и карьеру, успех.

  Одиннадцатый д. (XI дом). Дом друзей и идеалов. В этом д. мы смотрим как происходит воплощение наиболее сильных, честолюбивых устремлений человека (планы, идеи), как воплощаются его социальные взаимосвязи через друзей, его поведение и отношения с ними. А также стремления человека к изменению социальных отношений.

  Двенадцатый д. (XII дом). Дом Заточения. Это прежде всего - арена борьбы против инерции, ограничивающей развитие. По этому д. можно увидеть основные дефекты характера, а также то над чем человек должен работать самостоятельно, возможно в уединении, через молитву, медитацию, самоанализ. Поэтому XII д. связан с тюрьмами, больницами, т.е. с изоляцией. Это д. кармических "хвостов" личности, Гефсиманский сад души и Ад эго.

 

 

     В индийской астрологии домам придается сходное значение:

       I     Танубхава (санскр. "дом тела"): телосложение,

поведение, характер;

       II   Дханабхава (дом богатства): имущество, доходы, бюджет

семьи; причина смерти (см. марака);

       III   Бхратрубхава (дом братьев): интеллект; тж. братья и

сестры;

       IV   Сукхабхава (дом радости): общая удача, образование;

родительский дом; мать; средства передвижения. В женском гороскопе

тж. сексуальная жизнь.

       V     Путрабхава (дом детей): успех, слава; дети;

       VI   Сатрубхава (дом трудностей): долги, нищета, враги;

болезни;

       VII   Калатрабхава (дом жены): брак; смерть (см. марака); в

женском гороскопе тж. красота;

       VIII Айюрбхава (дом жизненной силы): продолжительность

жизни, здоровье, способности (одаренность); домовладение. В женском

гороскопе - жизнь мужа;

       IX   Дхармабхава (дом дхармы, см.): бог, гуру, отец,

путешествия; вера. В женском гороскопе - дети;

       X     Кармабхава (дом кармы, см.): род занятий, философские

размышления; карма;

       XI   Лабхабхава (дом прибыли): приобретения, выигрыши;

       XII   Вриджабхава (дом вражды): потери, мокша (см.).

 

 ДОМА ЛУННЫЕ - так называемые стоянки: 28 участков эклиптики, приблизительно по 12,85 град. По учению халдеев - влияние Луны следует рассматривать по положению в Д.Л. В знаках Зодиака они начинаются со следующих градусов:

   в Овене, Раке, Весах, Козероге с 1-го, 13-го, 26-го;

   в Тельце, Льве, Скорпионе и Водолее с 9-го и 21-го;

   в Близнецах, Деве, Стрельце и в Рыбах с 4-го и 17-го.

 

 

ДОСТОИНСТВА ПЛАНЕТ (лат. dignitates. санскр. стханна бала): усиление

или ослабление влияния планеты в зависимости от ее нахождения в

определенной точке или зоне зодиакального круга. В европ. астрологии

наивысшим д. считается положение планеты в собственном доме (см. дом

2). Влияние планеты усиливается и при нахождении в зоне (точке)

своего возвышения (см.), а также в своих деканадах, термах, секстурах

и полусекстурах (см.). Планета в месте своего изгнания или падения

теряет свое влияние или меняет на противоположное. В индийской

астрологии самым сильным положением планеты счит. учча, "возвышение";

очень хорошим, но слабее уччи - мулатрикона, "высшая треть"; просто

хорошим - свакшетра, свой "дом". Плохим счит. нича, "падение";

изгнания индийская астрология не знает.

  

  ДОРИФОРИЙ - [греч."Оруженосец"]- Планета, поднимающаяся непосредственно перед восходом Солнца, другими словами находится за Солнцем в последовательности знаков Зодиака. Если планета-возничий (см.) показывает на что необходимо опираться для развития, то Д. показывает направление развития.

 

ДPАКОН (кит. Лун, яп. Тацу, монг. Луу): 5-й циклический знак

Восточного календаря. Небесный Дракон олицетворяет также устье

Молочной Pеки (Млечного Пути), место встречи частиц материи и

человеческих душ. Дракон либо достигнет многого в свой век, совершив

великое и важное, либо же останется или сделается нищим и безвестным.

В душе его бушуют страсти, часто не находящие соответствующего

выхода.

 

годы: 1940, 1952, 1964, 1976, 1988, 2000

 

часы суток: 7:00-9:00

 

cобственная стихия: земля-ян (ветер)

 

цвет: желтый

 

сторона света: юго-восток

 

 

ДРУИДЫ (ед.ч. друид, англ. druid): жрецы дохристианских культов у

древних кельтов Галлии, Британии и Ирландии. Хранители

преданий и магической мудрости. Разводили священный огонь, составляли

лекарства и яды, гадали, учили юношество. С приходом христианства

отступили на второй план, часто оставаясь советниками королей; по

народным поверьям, многие из них приняли облик кобольдов, демонов и

пр.

 

ДУОДЕКТИЛЬ (от лат. duodeca - "двенадцать"): аспект 1/12, см.

семисекстиль.

 

ДУОДЕНЕP (от лат. duodeca - "двенадцать"): всякая двенадцатеричная

структура, напр. Зодиак с его двенадцатью секторами.

 

 

ДУХ:

 

1. (евр. руах, греч. pneuma, лат. anima, санскр. прана): дыхание,

дух жизни, "нечто газообразное, жизненная сила, движущаяся в теле

людей и животных", как полагали античные натурфилософы (VI - V вв. до

н.э.). У стоиков - тончайшая огненно-эфирная субстанция, которая

пронизывает весь космос, объединяет его в целостный организм и

сообщает единство как неорганическим телам, так и растениям,

животным и человеку. То же, что и "душа", только в низшем ее

значении, "нервный дух" (Юнг-Штиллинг, см.). Ср. тж. астросом, по.

 

2. (лат. mens, санскр. пуруша): бессмертный дух у человека,

благодаря которому он чувствует, думает и желает, сознательная часть

личности, эго. Ср. хунь.

 

3. (лат. spiritus I, санкср. атман): духовное существо, "дух без

костей и плоти" (Лк. 24:39), субстанция (греч. ousia), способная

существовать и без акциденции (греч. hypostasis), сверхсознательная

часть личности, супер-эго. В самом высоком знач. это говорится о

Боге.

 

4. (разум, лат. spiritus II, англ. mind, нем. die /hoehere/

Vernunft, санскр. манас): духовная сила, сущность, идея, смысл:

"рожденное от духа есть дух" (Ин. 3:,). Ср. разум, тж. демон 3.

 

5. (греч. daimon/as/): бесплотное существо, элементаль (см.),

частный случай проявления духа 3; с ним можно вступить в контакт,

чтобы побудить к некоторым действиям. Их подразделяют на низших

(кобольды, сильфы, ундины и т.п.), средних (демоны 2) и высших

(ангелы). Ср. гуй.

 

ДУША (лат. anima): по представлениям древних - одна из трех

составляющих человеческой сущности (дух, душа и тело), жизненная

энергия (джива); ср. дух 1, тело.

 

.

 

ДХАНУ (Dhanu, cанскр. "лук"): созвездие и зодиакальный знак Стрельца в

индийской астрологии. В настоящую эпоху Солнце проходит его в период

с 20 декабря по 19 января. Дает людей, обладающих ровным, спокойным

характером; они много учатся и обычно неплохо зарабатывают. По

профессии - люди искусства, медики, иногда бизнесмены.

 

ДХАРМА (санскр.): долг, закон, порядок жизни. "Дхарма огня - гореть,

дхарма тигра - быть жестоким..." (Д. Редьяр. Психология личности). В

индийской астрологии домами, указывающими дхарму человека, счит. I, V

и IX.

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru